Профессиональное мастерство педагога как основа воспитания
Подсадник Лариса Анатольевна, ректор ГАУ ДПО «Карельский институт развития образования»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада принять участие в конференции, уверена, что именно такие встречи определяют высоту профессионального роста педагога, позволяют задать вектор развития образования и ответить на главные вопросы представителей педагогического сообщества, среди которых:
Как вернуть в образовательный процесс приоритетные позиции воспитания?
Что может позволить современному учителю сохранить высокую миссию носителя культурно-образовательных ценностей?
Почему необходимым условием для профессиональной состоятельности и личностного развития педагога должны быть инвестиции в повышение его квалификации как со стороны государства, так и со стороны самого профессионального сообщества?
Какими должны быть современные подходы и технологии повышения квалификации работников образования?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо быть современными, изучать нормативно - правовое поле, свободно читать политические и социально- экономические контексты, постоянно общаться с педагогической и родительской общественностью, руководителями разных уровней. Слышать, на каком языке говорит современное образование; знать - о чем его речи. Понимать - прислушиваются ли к мнению учителя в обществе?
Напомню, что с 2010 года - «Года учителя» приоритетными задачами государственной политики в сфере образования стали совершенствование потенциала и повышение престижа профессии учителя. С 1 сентября 2013 года начал действовать ФЗ об образовании в РФ № 273, изменивший правовые условия, необходимые для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, современной экономики. В постиндустриальном, постинформационном обществе не производство вещей, а социальное воспроизводство человека все больше определяет развитие политики, экономики, социальной сферы. И поскольку эта задача решается главным образом в системе образования, именно оно становится основным фактором общественных изменений. С уровнем профессионализма педагогического сообщества все больше людей связывают перспективы будущего развития. Сегодня становится очевидным - насколько учитель способен вписаться в общий контекст экономического и социокультурного развития территории, настолько будет обеспечено процветание образования этого региона.
В связи с этим уместно процитировать слова Директора Федерального института развития образования, доктора психологических наук, Александра Григорьевича Асмолова о том, что «Пути развития образования должны определять не экономисты, какими бы они ни были замечательными и талантливыми, а люди, живущие миром культуры и миром образования, вместе с экономистами», чтобы образование стало основой формирования личности и ее гражданской позиции.
Мы уже не один год наблюдаем, что в современном обществе на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста. И образование, в свою очередь, последовательно переходит от «массового», к задаче проектирования вариативного образования; создает возможности для развития человека - индивидуализации - поиска и обретения им «самого себя».
В связи с вышесказанным очевидно, что для поколения современных педагогов, одной из главных задач становится возврат смысла процесса воспитания. Это и шанс, и стратегическая задача, и не менее великая ответственность и достаточно долгий профессиональный путь. Для его реализации учителю нужна поддержка. И она должна состоять не только в бережном хранении, опыта Российского образования как фундамента всего инновационного, передового, но и в поддержке институализации эффективных практик воспитания.
Напомню один исторический факт: во времена Римской империи, при захвате императором Титом Иудеи, его поразил подвиг первосвященника, который много месяцев голодал, но до конца оборонял свой город. Император сказал первосвященнику: «Ты уникальный человек, мы римляне, таких не видели. Проси, что хочешь – славу, привилегии, богатство, свободу». Тот ответил, понимая, что его страна погибла: «Мне ничего для себя не надо, разреши мне создать маленький университет». И он создал университет, положив начало всестороннему универсальному, университетскому образованию общества. И что же? Страна живет через века.
Современный учитель от 60 до 70 % своего времени проводит на работе. И где как не внутри профессии он и должен искать смысл своей деятельности и решать приоритетные педагогические задачи. Для этого государству и обществу необходимо сохранить место и время - будь то: Институт развития образования, факультеты педагогического профиля, ресурсные центры дополнительного образования, лаборатории воспитания, экспериментальные площадки, - где возможно будет укреплять основу профессиональной состоятельности педагога. Причем, не через посещение очередных лекций, сдачу экзаменов, получение сертификатов или дипломов. А через осмысление ценностного индивидуального опыта: через написание собственной главы книги, статьи, эссе, излагающих персональные психолого-педагогические взгляды. Современные стратегии воспитания, инновационные технологии, приемы и методы, применяемые педагогом – все лишь следствие первых двух условий. Да, такой подход трудный, затратный, но и более действенный, эффективный, жизненный, позволяющий грамотно и честно оценивать результаты процесса воспитания: суть которого - великая коммуникация между человеком и человеком.
Такой подход поддерживает Министерство образования РК, он является основополагающим в работе Карельского института развития образования. Так, большинство наших административно - управленческих решений 2013/2014 учебного года были направлены на поддержку педагогов - профессионалов, открытых ко всему новому; способных приветствовать самостоятельность, инициативу, творческое начало обучающихся, быть примером активной гражданской позиции, культуры и здорового образа жизни. Следствием чего стало проведение многочисленных методических семинаров, инновационных лабораторий, открытых дискуссий, научно-практических конференций и педагогических чтений, в ходе которых педагоги со всей республики добавили в свой профессиональный арсенал эффективный набор современных воспитательных технологий. Мы абсолютно уверены, что слушатели курсов, а их более тысячи, освоившие Федеральные государственные стандарты нового поколения, не настроены просто наполнять сознание ребенка разрозненными кусками знаний, а готовы поддержать обучающихся в построении многогранной, целостной картины мира, в формировании гармоничной личности.
Нам всем знакомы главные вопросы современных сообществ педагогов и родителей: Как сделать, чтобы наполненный информацией, знаниями, новейшими технологиями, молодой человек не сломался от первого же натиска жизненной бури? «Недостаточно давать, надо создать того, кто будет получать,» - сказал однажды известный французский писатель Антуан Де Сент - Экзюпери. Институт развития образования постоянно находится в поиске того, как создать условия и на что опереться в воспитаниичеловека образованного, способного самоопределиться, состояться и проявить свой талант. И мне особенно приятно сказать об этом в Год Культуры, что один из главных ответов на поставленные вопросы мы находим в интеграции ценностей культуры и образования. Уверена, с этим согласятся наши надежные партнеры директора «Музея изобразительных искусств РК» Вавилова Н.И., «Национального музея Республики Карелия» Гольденберг М.Л.
Согласитесь, ведь и сам по себе процесс воспитания – это процесс превращения основных ценностей культуры в наши собственные, а задача каждого педагога обеспечить процесс вхождения ребенка в культуру, освоения ее и только потом - создание новых образцов. Именно через диалог культур, где встречаются люди, каждый со своей картиной мира, происходит процесс воспитания. И для этого современный преподавательдолжен, если и не «быть на ты» с лучшими образцами мировой культуры, то, по крайней мере, знать их, любить, вдохновлять воспитанников на встречу с прекрасным.
Конечно же, усвоение понятий об общечеловеческих культурно-образовательных ценностях эффективнее всего протекает на материале, близком и доступном детям, естественным образом включенным в повседневную деятельность. Отсюда видится актуальность приобщения и педагогов, и школьников к культурно-историческим традициям региона, развития этнокультурного образования. В начале 2014 года Центром этнокультурного образования Карельского института развития образования» был открыт образовательный портал Этнокультурное образование Республики Карелия, на котором представлена информация о тенденциях развития данной сферы в Карелии. Портал работает также и как инструмент сетевого взаимодействия большого количества участников информационно-образовательного процесса.
Вот уже много лет активную работу по сохранению культурной самобытности народов мы ведем совместно с учреждениями культуры РК. Работа направлена на выстраивание системы непрерывного этнокультурного образования в республике, начиная с уровня дошкольного, заканчивая постдипломным.
Этот год особенный в истории нашей республики, в сентябре мы отмечаем 70-летие освобождения Карелии от фашистских захватчиков, в районах и городах республики будет проведено много торжественных мероприятий. Уверена, что наши образовательные учреждения примут в них активное участие, и это станет еще одним ресурсом развития гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.
Согласитесь, у педагога – профессия уникальная: в ней присутствуют и логика ученого, и ремесло мастера, и вдохновение творца. Встреча с творческим педагогом дает ребенку надежду, ориентир, путеводную звезду, на пути, открытом к собственным переменам. Если учитель сумеет объяснить ученикам: почему Красота – мера добра на Земле, научит их видеть каждый день по-новому, даст пример подлинного созерцания. То будет возможен возврат тонкости и чуткости восприятия прекрасного.
Нашим воспитанникам захочется любоваться мастерством и совершенной работой художника, гончара, водителя, цветовода, повара, строителя; мы, наконец, научимся культурно общаться без пресыщения или опустошения. Кроме того, ежедневно взаимодействуя с воспитанником, учитель демонстрирует свой способ взгляда на мир и, если в его основе лежит культурный парадокс, творчество, то ученик, вырастая, никогда не потеряет меру фальши, не будет требовать подачи новенького и занимательного, не будет бояться конкуренции (в мире творчества ее просто нет), там задач хватает на всех). Творческий педагог будет обладать Великой способностью учиться у другого.
Создание условий для обмена опытом, возможность учиться у коллег традиционны в работе нашего института. Одним из знаковых событий стало открытие 25 марта 2014 года постоянно действующего семинара «Классный руководитель в современных реалиях», на котором впервые использовалось новое оборудование с системой «Видеомост», позволяющее подключать точки доступа из районов Карелии и обеспечивать дистанционное обучение педагогов (их зарегистрировалось более 400 человек). Значимо, что открывал семинар Глава Республики Карелия А.П. Худилайнен, который отметил особую роль классных руководителей (их в республике сегодня более трех с половиной тысяч человек) в воспитании подрастающего поколения. Глава республики подчеркнул, что у Карелии – хорошие перспективы, связанные с развитием многих отраслей экономики и социальной сферы и выразил надежду на то, что классным руководителям удастся вселить в молодое поколение уверенность в будущем и желание остаться в родной республике, применить свои знания на карельской земле. Бесспорно, классный руководитель был и останется – одной из центральных фигур современного воспитательного процесса и мы надеемся, что большой интерес к семинару сохранится и в наступающем учебном году.
С информацией с этого и других семинаров, методическими материалами вы можете ознакомиться на новом сайте Карельского института развития образования и стать участником профессионального сообщества в информационном пространстве.
В разные периоды развития образование России было особенно тем, что, кроме обучения, оно действительно всегда занималось воспитанием ребенка. И сегодня, в соответствии с новыми стандартами, когда воспитательная компонента в деятельности учреждения должна стать самостоятельным направлением, нам всем вместе предстоит большая, интересная, творческая работа.
Уважаемые коллеги! Каждый учебный день Вы делаете главное: в процессе воспитания даете возможность тысячам учеников создавать свое настоящее и будущее, учите их важным жизненным ценностям, бережно сопровождаете на Пути взросления. Поэтому вы так востребованы в современном обществе, так нужны нашему образованию. Уверена, что новый учебный год будет наполнен интересными встречами, знаковыми событиями, достижениями ваших учеников и воспитанников.
Здоровья и процветания вам в новом учебном Году!
Подсадник Лариса Анатольевна, ректор ГАУ ДПО «Карельский институт развития образования»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада принять участие в конференции, уверена, что именно такие встречи определяют высоту профессионального роста педагога, позволяют задать вектор развития образования и ответить на главные вопросы представителей педагогического сообщества, среди которых:
Как вернуть в образовательный процесс приоритетные позиции воспитания?
Что может позволить современному учителю сохранить высокую миссию носителя культурно-образовательных ценностей?
Почему необходимым условием для профессиональной состоятельности и личностного развития педагога должны быть инвестиции в повышение его квалификации как со стороны государства, так и со стороны самого профессионального сообщества?
Какими должны быть современные подходы и технологии повышения квалификации работников образования?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо быть современными, изучать нормативно - правовое поле, свободно читать политические и социально- экономические контексты, постоянно общаться с педагогической и родительской общественностью, руководителями разных уровней. Слышать, на каком языке говорит современное образование; знать - о чем его речи. Понимать - прислушиваются ли к мнению учителя в обществе?
Напомню, что с 2010 года - «Года учителя» приоритетными задачами государственной политики в сфере образования стали совершенствование потенциала и повышение престижа профессии учителя. С 1 сентября 2013 года начал действовать ФЗ об образовании в РФ № 273, изменивший правовые условия, необходимые для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, современной экономики. В постиндустриальном, постинформационном обществе не производство вещей, а социальное воспроизводство человека все больше определяет развитие политики, экономики, социальной сферы. И поскольку эта задача решается главным образом в системе образования, именно оно становится основным фактором общественных изменений. С уровнем профессионализма педагогического сообщества все больше людей связывают перспективы будущего развития. Сегодня становится очевидным - насколько учитель способен вписаться в общий контекст экономического и социокультурного развития территории, настолько будет обеспечено процветание образования этого региона.
В связи с этим уместно процитировать слова Директора Федерального института развития образования, доктора психологических наук, Александра Григорьевича Асмолова о том, что «Пути развития образования должны определять не экономисты, какими бы они ни были замечательными и талантливыми, а люди, живущие миром культуры и миром образования, вместе с экономистами», чтобы образование стало основой формирования личности и ее гражданской позиции.
Мы уже не один год наблюдаем, что в современном обществе на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста. И образование, в свою очередь, последовательно переходит от «массового», к задаче проектирования вариативного образования; создает возможности для развития человека - индивидуализации - поиска и обретения им «самого себя».
В связи с вышесказанным очевидно, что для поколения современных педагогов, одной из главных задач становится возврат смысла процесса воспитания. Это и шанс, и стратегическая задача, и не менее великая ответственность и достаточно долгий профессиональный путь. Для его реализации учителю нужна поддержка. И она должна состоять не только в бережном хранении, опыта Российского образования как фундамента всего инновационного, передового, но и в поддержке институализации эффективных практик воспитания.
Напомню один исторический факт: во времена Римской империи, при захвате императором Титом Иудеи, его поразил подвиг первосвященника, который много месяцев голодал, но до конца оборонял свой город. Император сказал первосвященнику: «Ты уникальный человек, мы римляне, таких не видели. Проси, что хочешь – славу, привилегии, богатство, свободу». Тот ответил, понимая, что его страна погибла: «Мне ничего для себя не надо, разреши мне создать маленький университет». И он создал университет, положив начало всестороннему универсальному, университетскому образованию общества. И что же? Страна живет через века.
Современный учитель от 60 до 70 % своего времени проводит на работе. И где как не внутри профессии он и должен искать смысл своей деятельности и решать приоритетные педагогические задачи. Для этого государству и обществу необходимо сохранить место и время - будь то: Институт развития образования, факультеты педагогического профиля, ресурсные центры дополнительного образования, лаборатории воспитания, экспериментальные площадки, - где возможно будет укреплять основу профессиональной состоятельности педагога. Причем, не через посещение очередных лекций, сдачу экзаменов, получение сертификатов или дипломов. А через осмысление ценностного индивидуального опыта: через написание собственной главы книги, статьи, эссе, излагающих персональные психолого-педагогические взгляды. Современные стратегии воспитания, инновационные технологии, приемы и методы, применяемые педагогом – все лишь следствие первых двух условий. Да, такой подход трудный, затратный, но и более действенный, эффективный, жизненный, позволяющий грамотно и честно оценивать результаты процесса воспитания: суть которого - великая коммуникация между человеком и человеком.
Такой подход поддерживает Министерство образования РК, он является основополагающим в работе Карельского института развития образования. Так, большинство наших административно - управленческих решений 2013/2014 учебного года были направлены на поддержку педагогов - профессионалов, открытых ко всему новому; способных приветствовать самостоятельность, инициативу, творческое начало обучающихся, быть примером активной гражданской позиции, культуры и здорового образа жизни. Следствием чего стало проведение многочисленных методических семинаров, инновационных лабораторий, открытых дискуссий, научно-практических конференций и педагогических чтений, в ходе которых педагоги со всей республики добавили в свой профессиональный арсенал эффективный набор современных воспитательных технологий. Мы абсолютно уверены, что слушатели курсов, а их более тысячи, освоившие Федеральные государственные стандарты нового поколения, не настроены просто наполнять сознание ребенка разрозненными кусками знаний, а готовы поддержать обучающихся в построении многогранной, целостной картины мира, в формировании гармоничной личности.
Нам всем знакомы главные вопросы современных сообществ педагогов и родителей: Как сделать, чтобы наполненный информацией, знаниями, новейшими технологиями, молодой человек не сломался от первого же натиска жизненной бури? «Недостаточно давать, надо создать того, кто будет получать,» - сказал однажды известный французский писатель Антуан Де Сент - Экзюпери. Институт развития образования постоянно находится в поиске того, как создать условия и на что опереться в воспитаниичеловека образованного, способного самоопределиться, состояться и проявить свой талант. И мне особенно приятно сказать об этом в Год Культуры, что один из главных ответов на поставленные вопросы мы находим в интеграции ценностей культуры и образования. Уверена, с этим согласятся наши надежные партнеры директора «Музея изобразительных искусств РК» Вавилова Н.И., «Национального музея Республики Карелия» Гольденберг М.Л.
Согласитесь, ведь и сам по себе процесс воспитания – это процесс превращения основных ценностей культуры в наши собственные, а задача каждого педагога обеспечить процесс вхождения ребенка в культуру, освоения ее и только потом - создание новых образцов. Именно через диалог культур, где встречаются люди, каждый со своей картиной мира, происходит процесс воспитания. И для этого современный преподавательдолжен, если и не «быть на ты» с лучшими образцами мировой культуры, то, по крайней мере, знать их, любить, вдохновлять воспитанников на встречу с прекрасным.
Конечно же, усвоение понятий об общечеловеческих культурно-образовательных ценностях эффективнее всего протекает на материале, близком и доступном детям, естественным образом включенным в повседневную деятельность. Отсюда видится актуальность приобщения и педагогов, и школьников к культурно-историческим традициям региона, развития этнокультурного образования. В начале 2014 года Центром этнокультурного образования Карельского института развития образования» был открыт образовательный портал Этнокультурное образование Республики Карелия, на котором представлена информация о тенденциях развития данной сферы в Карелии. Портал работает также и как инструмент сетевого взаимодействия большого количества участников информационно-образовательного процесса.
Вот уже много лет активную работу по сохранению культурной самобытности народов мы ведем совместно с учреждениями культуры РК. Работа направлена на выстраивание системы непрерывного этнокультурного образования в республике, начиная с уровня дошкольного, заканчивая постдипломным.
Этот год особенный в истории нашей республики, в сентябре мы отмечаем 70-летие освобождения Карелии от фашистских захватчиков, в районах и городах республики будет проведено много торжественных мероприятий. Уверена, что наши образовательные учреждения примут в них активное участие, и это станет еще одним ресурсом развития гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.
Согласитесь, у педагога – профессия уникальная: в ней присутствуют и логика ученого, и ремесло мастера, и вдохновение творца. Встреча с творческим педагогом дает ребенку надежду, ориентир, путеводную звезду, на пути, открытом к собственным переменам. Если учитель сумеет объяснить ученикам: почему Красота – мера добра на Земле, научит их видеть каждый день по-новому, даст пример подлинного созерцания. То будет возможен возврат тонкости и чуткости восприятия прекрасного.
Нашим воспитанникам захочется любоваться мастерством и совершенной работой художника, гончара, водителя, цветовода, повара, строителя; мы, наконец, научимся культурно общаться без пресыщения или опустошения. Кроме того, ежедневно взаимодействуя с воспитанником, учитель демонстрирует свой способ взгляда на мир и, если в его основе лежит культурный парадокс, творчество, то ученик, вырастая, никогда не потеряет меру фальши, не будет требовать подачи новенького и занимательного, не будет бояться конкуренции (в мире творчества ее просто нет), там задач хватает на всех). Творческий педагог будет обладать Великой способностью учиться у другого.
Создание условий для обмена опытом, возможность учиться у коллег традиционны в работе нашего института. Одним из знаковых событий стало открытие 25 марта 2014 года постоянно действующего семинара «Классный руководитель в современных реалиях», на котором впервые использовалось новое оборудование с системой «Видеомост», позволяющее подключать точки доступа из районов Карелии и обеспечивать дистанционное обучение педагогов (их зарегистрировалось более 400 человек). Значимо, что открывал семинар Глава Республики Карелия А.П. Худилайнен, который отметил особую роль классных руководителей (их в республике сегодня более трех с половиной тысяч человек) в воспитании подрастающего поколения. Глава республики подчеркнул, что у Карелии – хорошие перспективы, связанные с развитием многих отраслей экономики и социальной сферы и выразил надежду на то, что классным руководителям удастся вселить в молодое поколение уверенность в будущем и желание остаться в родной республике, применить свои знания на карельской земле. Бесспорно, классный руководитель был и останется – одной из центральных фигур современного воспитательного процесса и мы надеемся, что большой интерес к семинару сохранится и в наступающем учебном году.
С информацией с этого и других семинаров, методическими материалами вы можете ознакомиться на новом сайте Карельского института развития образования и стать участником профессионального сообщества в информационном пространстве.
В разные периоды развития образование России было особенно тем, что, кроме обучения, оно действительно всегда занималось воспитанием ребенка. И сегодня, в соответствии с новыми стандартами, когда воспитательная компонента в деятельности учреждения должна стать самостоятельным направлением, нам всем вместе предстоит большая, интересная, творческая работа.
Уважаемые коллеги! Каждый учебный день Вы делаете главное: в процессе воспитания даете возможность тысячам учеников создавать свое настоящее и будущее, учите их важным жизненным ценностям, бережно сопровождаете на Пути взросления. Поэтому вы так востребованы в современном обществе, так нужны нашему образованию. Уверена, что новый учебный год будет наполнен интересными встречами, знаковыми событиями, достижениями ваших учеников и воспитанников.
Здоровья и процветания вам в новом учебном Году!