ПРОГРАММА «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ» ШКОЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
Пекарчик Надежда Васильевна, директор МБОУ «Университетский лицей» г.Петрозаводска
Костюкова Светлана Леонидовна, заместитель директора по научно-методической работе, руководитель ресурсного центра «Одарённые дети», учитель информатики
Руководитель: Костюкова Светлана Леонидовна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель информатики.
Центр работает на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Университетский лицей». Адрес: набережная Варкауса, д. 15
Сайт: http://ul.karelia.ru
Директор лицея: Пекарчик Надежда Васильевна, телефон77-16-01, e-mail:licei-yl@ya.ru
Цели и задачи деятельности ресурсного центра: апробация и дальнейшее распространение комплекса методик диагностики одаренных детей. Предоставление учащимся лицея и школ округа возможности наиболее полного проявления своих способностей в интересующих их областях знаний; разностороннее развитие личности ученика.
Имеющиеся ресурсы:
- учителя, прошедшие специальную подготовку для работы с одаренными детьми на курсах повышения квалификации в ГАОУ РК ИПКРО и в институте дистанционного образования Томского государственного университета;
- программы работы с одарёнными детьми по направлениям кафедр лицея: русский язык и литература, математика, информатика и информационно - коммуникационные технологии, предметы естественно - научного цикла, начальное общее образование, физическая культура, технология и предметы эстетического цикла, история и социальные науки, иностранные языки;
- финансирование за счёт бюджетных средств (от 3 до 6 часов в неделю на каждый класс);
- спецкурсы преподавателей ПетрГУ по математике, праву, информатике и ИКТ, физике;
- современное оборудование для проведения практических и теоретических занятий, приобретенное в рамках проекта Модернизации образования;
- взаимодействие с ПетрГУ (лаборатории, робототехника, клуб программистов, руководство исследовательской деятельностью учащихся);
- тесное сотрудничество с библиотеками и музыкальными школами;
- сотрудничество с национальным архивом, экологическим центром;
- сотрудничество с ГАОУ РК ИПКРО.
Возможные виды взаимодействия с учреждениями МСО:
- лагерь «Интеллект» для углубленной подготовки по математике, русскому языку, информатике и ИКТ, истории и обществознанию, физике, биологии, химии, литературе, английскому языку – ежегодно работает во время каникул, открыт для учащихся 11 классов школ города;
- открытый лицейский класс по математике и физике для учащихся школ образовательного округа «Октябрьский» - проводятся занятия по понедельникам (физика) и средам (математика);
- методические дни предметных кафедр по работе с одарёнными детьми для учителей города;
- круглые столы для учителей города по диагностике одарённости детей (психологическая служба лицея).
Представляем разработку кафедры информатики лицея: программу работы с одарёнными детьми.
Программа «Одарённые дети»
Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Используемые понятия:
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности – оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.
Учитывая специфику лицейского образования, наличие профилей в обучении с 5 класса, особое значение приобретает раннее выявление одаренности.
Программа «Одаренные дети» кафедры информатики ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе есть дети, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Отличительные особенности одаренных детей:
- Имеют более высокие, по сравнению с большинством остальных сверстников, интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
- Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми:
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
- Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
- Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, спецкурсы, занятия исследовательской деятельностью.
- Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:
-общая интеллектуальная (академическая) одаренность;
-информационно - коммуникативная одаренность;
-творческая одаренность;
-социальная одаренность;
-спортивная одаренность.
Кафедра информатики планирует работу с детьми академически, информационно - коммуникационно, творчески и социально одаренными. В области науки раньше всего проявляется одаренность детей в математике. Информатика – наука, тесно связанная с математикой. Она привлекает к себе широтой решаемых проблем и возможностью самовыражения как в области теоретической информатики и программирования, так и в области практического использования информационных технологий.
Цель реализации программы в рамках кафедры информатики: опережающее развитие творческих способностей в области информатики, их сочетание с общеобразовательной подготовкой и совершенствованием личности.
Задачи программы:
- разработать, совместно с социально-психологической службой лицея, систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе начального общего образования;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых
детей;
- стимулировать творческую деятельность педагогов кафедры и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, проектных занятий, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу;
- создание обогащенной образовательной среды, благоприятной для развития одаренности.
Ожидаемые результаты реализации программы
Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Контроль и учет знаний и умений
Один из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений учащихся. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех обучающихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты выполняют не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Для разработки тестов используется свободно распространяемая оболочка Mytest.
Наряду с тестированием, одаренные обучающиеся будут:
- принимать участие в школьной и городской олимпиадах по информатике, а также в общероссийских конкурсах предметного направления «Тигр», «КИТ», «ЧИП», «Информашка» и т.д.
- участвовать в школьных, городских и республиканских исследовательских конференциях школьников «Шаг в будущее Петрозаводска», «Шаг в будущее Карелии» (юниорский уровень – для второй ступени обучения и высокий уровень для старшей ступени обучения);
- принимать участие в проектной деятельности (индивидуальные и групповые проекты различных предметных и метапредметных направлений).
Мониторинг результативности работы с учащимися
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития учащихся (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления (методика П.Торренса)
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений одарённых детей, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских и республиканских олимпиадах;
- развитие общей эрудиции обучающихся, расширение их кругозора;
- развитие творческого, алгоритмического, технического и логического мышления учащихся;
- способность к анализу;
- способность к моделированию;
-способность делать выводы;
-способность к проведению аналогий;
-способность к абстрагированию.
В результате работы программы одаренный ребенок на выходе из основной школы должен уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами
- обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
В результате работы программы одаренный обучающийся на выходе из средней школы должен уметь:
- свободно владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- владеть техникой интеллектуального труда;
- владеть навыками публичного представления результатов исследовательской деятельности;
- свободно ориентироваться в информационном пространстве;
- использовать ИКТ в качестве инструмента для научно-исследовательской деятельности.
Формы работы с одаренными учащимися:
- проектная деятельность;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, спецкурсы преподавателей ВУЗов («Визуальное программирование», «Электронные таблицы.Доп. главы», подготовка к олимпиадам по программированию);
- занятия в клубе программистов ПетрГУ;
- конкурсы по информатике («КИТ», «ТИГР» и другие);
- Интернет-Карусели по предмету;
- участие в олимпиадах по информатике разного уровня;
-участие в олимпиадах СПбГУ ИТМО (очное и заочное) и СПбГУ, а также в олимпиаде «Покори Воробьевы горы» (СУНЦ МГУ)
- работа по индивидуальным траекториям обучения;
- регулярная исследовательская деятельность по выбранной теме в области информатики, программирования и на стыке с другими науками, в сопровождении научного руководителя (преподавателя кафедры информатики лицея или ПетрГУ);
- научно-исследовательские конференции;
- работа с использованием Интернет-ресурсов (сайты дистанционных олимпиад с серверами проверки задач. Например, acm.petrsu.ru );
-самостоятельное освоение предметных тем с использованием электронного учебника;
-занятия во время каникул в лагере «Интеллект» по направлению «Информатика»;
-кружок робототехники.
Участниками данной программы являются:
-учителя начальных классов;
-учителя – предметники кафедры информатики;
- психологическая служба лицея;
-обучающиеся и их родители;
Функции учителей-предметников
- Выявление одарённых детей.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
- Помощь в ведении портфолио одарённых детей.
- Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на заседании кафедры.
- Создание в учебных кабинетах подборки материалов повышенного уровня сложности.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
Функции психолога
- Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
- Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
- Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
- Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
- Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
Список литературы:
1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.
2. Берштейн М.С. О природе научного творчества // Вопросы философии. – 1966. - №6. – С. 16-24.
3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Избр. психол. исследования. Т.1. - М., 1982. – 487 с.
4. Гусева С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – СПб., 2000. – 19 с.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2002. – 368 с.
6. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Науч. ред. Л.П. Дуганова. – М., 2003. – 384 с.
7. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд-е, расш, перераб. / Науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2002. – 94 с.
8. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 1982. – 286 с.
9. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М., 2001. – 144 с.
10. Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 - 270.
Пекарчик Надежда Васильевна, директор МБОУ «Университетский лицей» г.Петрозаводска
Костюкова Светлана Леонидовна, заместитель директора по научно-методической работе, руководитель ресурсного центра «Одарённые дети», учитель информатики
Руководитель: Костюкова Светлана Леонидовна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель информатики.
Центр работает на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Университетский лицей». Адрес: набережная Варкауса, д. 15
Сайт: http://ul.karelia.ru
Директор лицея: Пекарчик Надежда Васильевна, телефон77-16-01, e-mail:licei-yl@ya.ru
Цели и задачи деятельности ресурсного центра: апробация и дальнейшее распространение комплекса методик диагностики одаренных детей. Предоставление учащимся лицея и школ округа возможности наиболее полного проявления своих способностей в интересующих их областях знаний; разностороннее развитие личности ученика.
Имеющиеся ресурсы:
- учителя, прошедшие специальную подготовку для работы с одаренными детьми на курсах повышения квалификации в ГАОУ РК ИПКРО и в институте дистанционного образования Томского государственного университета;
- программы работы с одарёнными детьми по направлениям кафедр лицея: русский язык и литература, математика, информатика и информационно - коммуникационные технологии, предметы естественно - научного цикла, начальное общее образование, физическая культура, технология и предметы эстетического цикла, история и социальные науки, иностранные языки;
- финансирование за счёт бюджетных средств (от 3 до 6 часов в неделю на каждый класс);
- спецкурсы преподавателей ПетрГУ по математике, праву, информатике и ИКТ, физике;
- современное оборудование для проведения практических и теоретических занятий, приобретенное в рамках проекта Модернизации образования;
- взаимодействие с ПетрГУ (лаборатории, робототехника, клуб программистов, руководство исследовательской деятельностью учащихся);
- тесное сотрудничество с библиотеками и музыкальными школами;
- сотрудничество с национальным архивом, экологическим центром;
- сотрудничество с ГАОУ РК ИПКРО.
Возможные виды взаимодействия с учреждениями МСО:
- лагерь «Интеллект» для углубленной подготовки по математике, русскому языку, информатике и ИКТ, истории и обществознанию, физике, биологии, химии, литературе, английскому языку – ежегодно работает во время каникул, открыт для учащихся 11 классов школ города;
- открытый лицейский класс по математике и физике для учащихся школ образовательного округа «Октябрьский» - проводятся занятия по понедельникам (физика) и средам (математика);
- методические дни предметных кафедр по работе с одарёнными детьми для учителей города;
- круглые столы для учителей города по диагностике одарённости детей (психологическая служба лицея).
Представляем разработку кафедры информатики лицея: программу работы с одарёнными детьми.
Программа «Одарённые дети»
Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Используемые понятия:
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности – оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.
Учитывая специфику лицейского образования, наличие профилей в обучении с 5 класса, особое значение приобретает раннее выявление одаренности.
Программа «Одаренные дети» кафедры информатики ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе есть дети, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Отличительные особенности одаренных детей:
- Имеют более высокие, по сравнению с большинством остальных сверстников, интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
- Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
- Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
- Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, спецкурсы, занятия исследовательской деятельностью.
- Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:
-общая интеллектуальная (академическая) одаренность;
-информационно - коммуникативная одаренность;
-творческая одаренность;
-социальная одаренность;
-спортивная одаренность.
Кафедра информатики планирует работу с детьми академически, информационно - коммуникационно, творчески и социально одаренными. В области науки раньше всего проявляется одаренность детей в математике. Информатика – наука, тесно связанная с математикой. Она привлекает к себе широтой решаемых проблем и возможностью самовыражения как в области теоретической информатики и программирования, так и в области практического использования информационных технологий.
Цель реализации программы в рамках кафедры информатики: опережающее развитие творческих способностей в области информатики, их сочетание с общеобразовательной подготовкой и совершенствованием личности.
Задачи программы:
- разработать, совместно с социально-психологической службой лицея, систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе начального общего образования;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых
детей;
- стимулировать творческую деятельность педагогов кафедры и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, проектных занятий, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу;
- создание обогащенной образовательной среды, благоприятной для развития одаренности.
Ожидаемые результаты реализации программы
Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Контроль и учет знаний и умений
Один из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений учащихся. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех обучающихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты выполняют не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Для разработки тестов используется свободно распространяемая оболочка Mytest.
Наряду с тестированием, одаренные обучающиеся будут:
- принимать участие в школьной и городской олимпиадах по информатике, а также в общероссийских конкурсах предметного направления «Тигр», «КИТ», «ЧИП», «Информашка» и т.д.
- участвовать в школьных, городских и республиканских исследовательских конференциях школьников «Шаг в будущее Петрозаводска», «Шаг в будущее Карелии» (юниорский уровень – для второй ступени обучения и высокий уровень для старшей ступени обучения);
- принимать участие в проектной деятельности (индивидуальные и групповые проекты различных предметных и метапредметных направлений).
Мониторинг результативности работы с учащимися
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития учащихся (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления (методика П.Торренса)
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений одарённых детей, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских и республиканских олимпиадах;
- развитие общей эрудиции обучающихся, расширение их кругозора;
- развитие творческого, алгоритмического, технического и логического мышления учащихся;
- способность к анализу;
- способность к моделированию;
-способность делать выводы;
-способность к проведению аналогий;
-способность к абстрагированию.
В результате работы программы одаренный ребенок на выходе из основной школы должен уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами
- обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
В результате работы программы одаренный обучающийся на выходе из средней школы должен уметь:
- свободно владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- владеть техникой интеллектуального труда;
- владеть навыками публичного представления результатов исследовательской деятельности;
- свободно ориентироваться в информационном пространстве;
- использовать ИКТ в качестве инструмента для научно-исследовательской деятельности.
Формы работы с одаренными учащимися:
- проектная деятельность;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, спецкурсы преподавателей ВУЗов («Визуальное программирование», «Электронные таблицы.Доп. главы», подготовка к олимпиадам по программированию);
- занятия в клубе программистов ПетрГУ;
- конкурсы по информатике («КИТ», «ТИГР» и другие);
- Интернет-Карусели по предмету;
- участие в олимпиадах по информатике разного уровня;
-участие в олимпиадах СПбГУ ИТМО (очное и заочное) и СПбГУ, а также в олимпиаде «Покори Воробьевы горы» (СУНЦ МГУ)
- работа по индивидуальным траекториям обучения;
- регулярная исследовательская деятельность по выбранной теме в области информатики, программирования и на стыке с другими науками, в сопровождении научного руководителя (преподавателя кафедры информатики лицея или ПетрГУ);
- научно-исследовательские конференции;
- работа с использованием Интернет-ресурсов (сайты дистанционных олимпиад с серверами проверки задач. Например, acm.petrsu.ru );
-самостоятельное освоение предметных тем с использованием электронного учебника;
-занятия во время каникул в лагере «Интеллект» по направлению «Информатика»;
-кружок робототехники.
Участниками данной программы являются:
-учителя начальных классов;
-учителя – предметники кафедры информатики;
- психологическая служба лицея;
-обучающиеся и их родители;
Функции учителей-предметников
- Выявление одарённых детей.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
- Помощь в ведении портфолио одарённых детей.
- Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на заседании кафедры.
- Создание в учебных кабинетах подборки материалов повышенного уровня сложности.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
Функции психолога
- Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
- Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
- Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
- Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
- Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
Список литературы:
1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.
2. Берштейн М.С. О природе научного творчества // Вопросы философии. – 1966. - №6. – С. 16-24.
3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Избр. психол. исследования. Т.1. - М., 1982. – 487 с.
4. Гусева С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – СПб., 2000. – 19 с.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2002. – 368 с.
6. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Науч. ред. Л.П. Дуганова. – М., 2003. – 384 с.
7. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд-е, расш, перераб. / Науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2002. – 94 с.
8. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 1982. – 286 с.
9. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М., 2001. – 144 с.
10. Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 - 270.