ПРОГРАММА «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ» ШКОЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

Пекарчик Надежда Васильевна, директор МБОУ «Университетский лицей» г.Петрозаводска

Костюкова Светлана Леонидовна, заместитель директора по научно-методической работе, руководитель ресурсного центра «Одарённые дети», учитель информатики

Руководитель: Костюкова Светлана Леонидовна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель информатики.

Центр работает на базе муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Университетский лицей». Адрес: набережная Варкауса, д. 15

Сайт: http://ul.karelia.ru

Директор лицея: Пекарчик Надежда Васильевна, телефон77-16-01, e-mail:licei-yl@ya.ru

Цели и задачи деятельности ресурсного центра: апробация и дальнейшее распространение комплекса методик диагностики одаренных детей. Предоставление учащимся лицея и школ округа возможности наиболее полного проявления своих способностей в интересующих их областях знаний; разностороннее развитие личности ученика.

Имеющиеся ресурсы:

  • учителя, прошедшие специальную подготовку для работы с одаренными детьми на курсах повышения квалификации в ГАОУ РК ИПКРО и в институте дистанционного образования Томского государственного университета;
  • программы работы с одарёнными детьми по направлениям кафедр лицея: русский язык и литература, математика, информатика и информационно - коммуникационные технологии, предметы естественно - научного цикла, начальное общее образование, физическая культура, технология  и предметы эстетического цикла, история и социальные науки, иностранные языки;
  • финансирование за счёт бюджетных средств (от 3 до 6 часов в неделю на каждый класс);
  • спецкурсы преподавателей ПетрГУ по математике, праву, информатике и ИКТ, физике;
  • современное оборудование для проведения практических и теоретических занятий, приобретенное в рамках проекта Модернизации образования;
  • взаимодействие с ПетрГУ (лаборатории, робототехника, клуб программистов, руководство исследовательской деятельностью учащихся);
  • тесное сотрудничество с библиотеками и музыкальными школами;
  • сотрудничество с национальным архивом, экологическим центром;
  • сотрудничество с ГАОУ РК ИПКРО.

Возможные виды взаимодействия с учреждениями МСО:

  • лагерь «Интеллект» для углубленной подготовки по математике, русскому языку, информатике и ИКТ, истории и обществознанию, физике, биологии, химии, литературе, английскому языку – ежегодно работает во время каникул, открыт для учащихся 11 классов школ города;
  • открытый лицейский класс по математике и физике для учащихся школ образовательного округа «Октябрьский» - проводятся занятия по понедельникам (физика) и средам (математика);
  • методические дни предметных кафедр по работе с одарёнными детьми для учителей города;
  • круглые столы для учителей города по диагностике одарённости детей (психологическая служба лицея).

Представляем разработку кафедры информатики лицея: программу работы с одарёнными детьми.

 

Программа «Одарённые дети»

 

Пояснительная записка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Используемые понятия:

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности – оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.

Учитывая специфику лицейского образования, наличие профилей в обучении с 5 класса, особое значение приобретает раннее выявление одаренности.

Программа «Одаренные дети» кафедры информатики ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью;  испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе есть дети, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».

Отличительные особенности одаренных детей:

  1. Имеют более высокие, по сравнению с большинством остальных сверстников, интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
  3. Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  3. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми:
  1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
  2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, спецкурсы, занятия исследовательской деятельностью.
  5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  6. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:

-общая интеллектуальная (академическая) одаренность;

-информационно - коммуникативная одаренность;

-творческая одаренность;

-социальная одаренность;

-спортивная одаренность.

Кафедра информатики планирует работу с детьми академически, информационно - коммуникационно, творчески и социально одаренными. В области науки раньше всего проявляется одаренность детей в математике. Информатика – наука, тесно связанная  с математикой. Она привлекает к себе широтой решаемых проблем и возможностью самовыражения как в области теоретической информатики и программирования, так и в области практического использования информационных технологий.

Цель реализации программы в рамках кафедры информатики: опережающее развитие творческих способностей в области информатики, их сочетание с общеобразовательной подготовкой и совершенствованием личности.

 

Задачи программы:

  1.  разработать, совместно с социально-психологической службой лицея,  систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе начального общего образования;
  2. определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых

детей;

  1. стимулировать творческую деятельность педагогов кафедры и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
  2.  совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
  3. проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, проектных занятий, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
  4. предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу;
  5. создание обогащенной образовательной среды, благоприятной для развития одаренности.

Ожидаемые результаты реализации программы

Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  1. сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  2. создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  3. совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  4. сформировать банк данных «Одарённые дети».

Контроль и учет знаний и умений

Один из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений учащихся. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех обучающихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты выполняют не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Для разработки тестов используется свободно распространяемая оболочка Mytest.

Наряду с тестированием, одаренные обучающиеся будут:

  • принимать участие в школьной и городской олимпиадах по информатике, а также в общероссийских конкурсах предметного направления «Тигр», «КИТ», «ЧИП», «Информашка» и т.д.
  • участвовать в школьных, городских и республиканских исследовательских конференциях школьников «Шаг в будущее Петрозаводска», «Шаг в будущее Карелии» (юниорский уровень – для второй ступени обучения и высокий уровень для старшей ступени обучения);
  • принимать участие в проектной деятельности (индивидуальные и групповые проекты различных предметных и метапредметных  направлений).

Мониторинг результативности работы с учащимися

- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

- изучение структуры интеллекта;

- отслеживание уровня умственного развития учащихся (ШТУР);

- отслеживание уровня развития творческого мышления (методика П.Торренса)

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся.

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений одарённых детей, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских и республиканских олимпиадах;

- развитие общей эрудиции обучающихся, расширение их кругозора;

- развитие творческого, алгоритмического, технического и логического мышления учащихся;

- способность к анализу;

- способность к моделированию;

-способность делать выводы;

-способность к проведению аналогий;

-способность к абстрагированию.

В результате работы программы одаренный ребенок на выходе из основной школы должен уметь:

  1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами
  2. обработки данной информации;
  3. определять учебную задачу;
  4. ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  5. владеть своим вниманием;
  6. сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  7. владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  8. использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  9. самостоятельно мыслить и творчески работать;
  10. владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

В результате работы программы одаренный обучающийся на выходе из средней школы должен уметь:

  1. свободно владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  2. владеть техникой интеллектуального труда;
  3. владеть навыками публичного представления результатов исследовательской деятельности;
  4. свободно ориентироваться в информационном пространстве;
  5. использовать ИКТ в качестве инструмента для научно-исследовательской деятельности.

Формы работы с одаренными учащимися:

- проектная деятельность;

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, спецкурсы преподавателей ВУЗов («Визуальное программирование», «Электронные таблицы.Доп. главы», подготовка к олимпиадам по программированию);

- занятия в клубе программистов ПетрГУ;

- конкурсы по информатике («КИТ», «ТИГР» и другие);

- Интернет-Карусели по предмету;

- участие в олимпиадах по информатике разного уровня;

-участие в олимпиадах СПбГУ ИТМО (очное и заочное) и СПбГУ, а также в олимпиаде «Покори Воробьевы горы» (СУНЦ МГУ)

- работа по индивидуальным траекториям обучения;

- регулярная исследовательская деятельность по выбранной теме в области информатики, программирования и на стыке с другими науками,  в сопровождении научного руководителя (преподавателя кафедры информатики лицея или ПетрГУ);

- научно-исследовательские конференции;

- работа с использованием Интернет-ресурсов (сайты дистанционных олимпиад с серверами проверки задач. Например, acm.petrsu.ru );

-самостоятельное освоение предметных тем с использованием электронного учебника;

-занятия во время каникул в лагере «Интеллект» по направлению «Информатика»;

-кружок робототехники.

Участниками данной программы являются:

-учителя начальных классов;

-учителя – предметники кафедры информатики;

- психологическая служба лицея;

-обучающиеся и их родители;

Функции учителей-предметников

  1. Выявление одарённых детей.
  2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
  3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  4.  Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
  5.  Помощь в ведении портфолио одарённых детей.
  6.  Оформление своего опыта работы  с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на заседании кафедры.
  7.  Создание в учебных кабинетах подборки материалов повышенного уровня сложности.
  8. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

Функции психолога

  1. Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
  2.  Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
  3.  Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
  4.  Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
  5.  Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).

 

 Список литературы:

1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.

2.  Берштейн М.С. О природе научного творчества // Вопросы философии. – 1966. - №6. – С. 16-24.

3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Избр. психол. исследования. Т.1. - М., 1982. – 487 с.

4. Гусева С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – СПб., 2000. – 19 с.

5.  Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2002. – 368 с.

6. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Науч. ред. Л.П. Дуганова. – М., 2003. – 384 с.

7. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд-е, расш, перераб. / Науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2002. – 94 с.

8. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 1982. – 286 с.

9. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М., 2001. – 144 с.

10. Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 - 270.