СЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Рябчикова Татьяна, студентка 4 курса бакалавриата по профилю «Начальное образование», Институт педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета

Проблемы семьи являются предметом многих социологических и педагогических исследований. Современная ситуация в России обострила многие проблемы семьи, которые становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в снижении роли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях, и как следствие, увеличение естественной убыли населения. Особый научный интерес имеет изучение современного состояния сельской семьи.

Состояние семьи в современном селе, как считает исследователь Г.И. Репринцева, определят её психологическая атмосфера внутрисемейных отношений и уровень гармонизации детско-родительских отношений. Исследования показывают, что переживаемое сегодня многими сельскими семьями ухудшения социально-экономического положения приводит к дестабилизации внутрисемейных супружеских, межпоколенных отношений, что вызывает депрессивные состояния, неудовлетворённость, конфликтность общения и, как следствие, – нарушения в поведении детей и подростков, дисгармонию отношений детей и родителей. (1)

Дестабилизированная семья, как деформированный социальный институт общества, в свою очередь, не в состоянии полноценно и качественно выполнять свои экономические, социализирующие, воспитательные функции, поддерживать гармоничные детско-родительские отношения.

Возрождение села в настоящее время является политической и социальной задачей российского государства. За последние десятилетия разорение села приобрело трагические масштабы, что не могло не отразиться на материальном и социально-психологическом состоянии сельских жителей, особенно - семьи. Многие исследования показывают, что изменения, происходящие в сельской семье, схожи с семьей в целом, т.к. они основаны на одной и той же природе социально-политической трансформации современного российского общества. Конечно, эти изменения имеют на селе свои особенности, связанные со спецификой функционирования самого села.

Основная проблематика сельских семей заключается в следующем: (автор М.Г. Панкратова).

  1. Женщины чаще работают в различного рода «конторах», избегая труда в сельскохозяйственном производстве бывших колхозов и совхозов, но не жалеют усилий в своем подсобном хозяйстве. Молодые семьи предъявляют наибольшие претензии к условиям своей жизни в деревне, хотя в настоящее время несколько менее склонны к миграции в города. Для того чтобы остаться в селе, им необходима четкая перспектива возможности проявлять свои силы и способности, создание условий для образования детей. Количественно они составляют сравнительно небольшой процент сельского населения, причем, несколько больший на центральных усадьбах и вблизи городов.
  2. Семья с возрастом супругов 40-60 лет часто  злоупотребляют спиртными напитками. При соответствующем стимулировании и консультационной помощи они могли бы значительно повысить эффективность сельскохозяйственного производства даже без больших капитальных вложений.
  3. Семьи пенсионеров, очень распространены в современной деревне. Несмотря на преклонный возраст, их остаточная трудоспособность могла бы быть эффективно использована на сравнительно больших участках земли, например. (2)

Конечно, у сельской семьи много проблем. Назовем наиболее острые из них, выявленные по результатам социолого-педагогического опроса родителей и детей Российской академии образования.

Демографические. Многих тревожит резкое снижение рождаемости в современной российской деревне, «вымывание» молодежи, катастрофическое, нарастающее преобладание старших возрастов среди ее жителей. Молодежь уходит из деревни, чтобы получить лучшее образование, работать по более квалифицированным профессиям, которым нет применения в теперешнем селе. Соответственно, необходимо насытить инфраструктуру деревни экономическими новациями. Это создаст базу для омоложения сельчан и повысит рождаемость. Как показывают исследования, главными факторами, определяющими формирования репродуктивных установок, являются возраст, материальное положение, состав семьи (полная - неполная, нуклеарная - расширенная, количество детей). На рождение ребенка в ближайшие один - два года ориентированы в основном полные бездетные и однодетные, и в целом молодые семьи с довольно высоким уровнем материального положения. Последнее время наметилась тенденция к снижению разницы в рождаемости на селе и в городе.

Проблемы стабильности сельской семьи. Сегодня сельская семья страдает от проблем, свойственных не только нашей стране. Здесь и современные процессы, идущие не только у нас: демократизация семейных отношений, их большая хрупкость, рост разводимости, снижение числа детей и т.д. Но сказываются на нашей сельской семье и специфические проблемы семьи в России: всеобщая занятость женщин, бытовые и жилищные трудности, низкий уровень медицинского обслуживания. Эти трудности особенно тяжело ощущаются в сельской местности, где на проблемы городской семьи накладываются еще и специфические особенности жизни.

Проблемы сельских женщин. Женщины в деревне особенно сильно страдают от бытовой неустроенности, произвола и алкоголизма мужей, трудностей с повышением квалификации и многое другое. Для них преобразование деревни жизненно необходимо. В то же время они могут стать и одной из основных сил в ее преобразовании. Их трудолюбие и терпение, их заинтересованность в благополучии и укреплении семьи неоценимы.

Таким образом, мы наблюдаем целый клубок проблем, решение которых нельзя откладывать ведь сельчане все еще составляют значительную часть жителей России. Сельское население, его психология, образ жизни, семейные отношения, взгляды и установки оказывают немалое влияние на жизнь страны в целом. К тому же многие сегодняшние горожане не потеряли связей с деревней, жизнь городской семьи не может быть понята без учета ее сельских корней, а жизнь сельской – без понимания городских влияний.

Семья, ее структура и функции, ее стабильность или непрочность тесно связаны со всеми социальными процессами в стране и могут быть исследованы только на фоне этих процессов. В свою очередь, нельзя понять общие социальные и экономические явления в отрыве от проблем и стремлений простого человека, которые изначально находят свое выражение в его семейной жизни.

Считаю, что о проблемах современного села необходимо знать не только молодым педагогам, но и людям других общественных сфер деятельности, ведь они могут внести свой вклад в «поднятие на ноги» и в развитие наших сёл и деревень. Всё чаще выпускники педвузов, которые выросли в сельской местности, отказываются ехать работать на свою малую Родину. Причинами этого является многое из вышесказанного. Однако есть еще случаи возвращения в село молодого педагога… и тогда на него ложится большая ответственность. Начинающему сельскому учителю очень важно знание проблем села и путей их решения: оно может предупредить о предстоящих трудностях и о способах их решения. Как говорится, кто предупреждён-тот вооружён!

Список литературы:

1. Репринцева Г.И. Социально-педагогические проблемы и ресурсы гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье. – М.: ИСПС РАО, 2007.-324 с.

2. Панкратова М.Г. Семья в России после распада Советского Союза: преемственность и изменения // Проблемы женщин и семьи глазами социологов = Sociologists on the problems of women and family. – М., 1997. - С.17-24.

3. Антонов А.И. Семья и время // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18, Социол. и политология. – 1997. - N 2. - С.3-5.