СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ НАРУШЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Мария Аркадьевна Мохначёва, учитель – дефектолог ГБОУ РК «Школа-интернат № 24», г. Петрозаводск

Аннотация:

Статья посвящена вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемам развития коммуникативных навыков, навыков позитивного межличностного общения и адресована педагогам-психологам, учителям-дефектологам, воспитателям, классным руководителям.

Ключевые слова:

коммуникация, социализация, социальный интеллект, социальные эмоции.

 

 


Процесс общения человека позволяет понимать себя и других, оценивать их чувства и действия, что приводит к возможности интеграции и социализации в обществе. Общение – важнейший фактор развития ребенка с нарушением интеллекта и освоения основных видов деятельности, основанный на оценке самого себя через других людей. Развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.

При социализации детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм.

В связи с вышесказанным становится ясно, что для успешной адаптации и социализации ребенку чрезвычайно важно научиться выражать свои желания, потребности, чувства, просьбы, научиться адекватно реагировать на слова и эмоции говорящих с ним людей.

В ГБОУ РК «Школа-интернат №24» VIII вида была разработана программа факультатива «Социальная коммуникация» для обучающихся 7-9 классов со сложной структурой нарушения. Уровень их развития и биологический возраст соответствуют дошкольному возрасту.

Цель данной психологической программы – развитие социального интеллекта и формирование навыков позитивного межличностного общения.

В соответствии с целью формируются следующие задачи:

  • коррекция психо-эмоционального состояния (снятие психоэмоционального напряжения (состояний агрессивности, тревожности), мышечных зажимов, преодоление двигательного автоматизма, освоение приемов саморасслабления);
  • обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений;
  • формирование умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
  • формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей;
  • развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
  • формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
  • освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим.
  • развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками,

В представленной психологической программе новизна заключается в использовании нового подхода к развитию социального интеллекта и социальных эмоций. Развитие навыков общения, межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, но и понимания эмоциональных состояний окружающих людей. В играх и упражнениях программы нет соревновательного момента (так как соревновательный компонент игры направляет внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождает демонстративность, конкурентность, соперничество в отношениях с другими детьми), поэтому многие игры и упражнения используются в программе не в традиционном варианте, а модифицированном.

В данной программе использован комплексный подход. В ходе работы дети знакомятся также с навыками релаксации и саморегуляции, снятия эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку «эмоции заразительны», коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

Программа включает в себя 30 занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 20-30 минут. Каждое занятие выдержано в определённой структуре. Предлагаем вашему вниманию структуру одного из занятий.

1. Вводная часть

    ● приветствие: упражнение -  приветствие «Здравствуйте», игра «Назови себя»;

    ● разминка: игра «Змейка»

2. Основная часть

    ● релаксационный блок: игра «Флажок»;

    ● коммуникативный блок: игры «Жучок», «На тропинке». Здесь же проводятся игры и упражнения, соответствующие теме занятия. Напр., обыгрывание ситуаций по темам: как представиться другому, звоним по телефону, как попросить о помощи, поздравить с праздником и т.д.

3. Заключительная часть

   ● рефлексия: упражнения «Нарисуй облако своего настроения», «Понравилось – не понравилось»;

   ● прощание: упражнение – прощание «До свидания».

При работе с детьми мы придерживаемся следующих принципов:

  1. Отношение к детям, к их потребностям - уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
  2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
  3. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
  4. За малейшее достижение ребёнка даётся эмоциональная оценка.
  5. Ценится постепенность коррекционно-развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Установлено, что в процессе реализации данной программы у детей отмечается позитивная динамика развития коммуникативных способностей, их поведение становится социально более адекватным, осуществляется сплочение коллектива и раскрываются индивидуальные возможности каждого ребёнка.

 

Список литературы:

1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб,  2010.

2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. –  «Книголюб» М.,   2006.

3. Пазухина  И.А.  Давайте познакомимся! Тренинговые занятия.  - “Детство-Пресс” Спб, 2004.