СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ НАРУШЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Мария Аркадьевна Мохначёва, учитель – дефектолог ГБОУ РК «Школа-интернат № 24», г. Петрозаводск
Аннотация:
Статья посвящена вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемам развития коммуникативных навыков, навыков позитивного межличностного общения и адресована педагогам-психологам, учителям-дефектологам, воспитателям, классным руководителям.
Ключевые слова:
коммуникация, социализация, социальный интеллект, социальные эмоции.
Процесс общения человека позволяет понимать себя и других, оценивать их чувства и действия, что приводит к возможности интеграции и социализации в обществе. Общение – важнейший фактор развития ребенка с нарушением интеллекта и освоения основных видов деятельности, основанный на оценке самого себя через других людей. Развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.
При социализации детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм.
В связи с вышесказанным становится ясно, что для успешной адаптации и социализации ребенку чрезвычайно важно научиться выражать свои желания, потребности, чувства, просьбы, научиться адекватно реагировать на слова и эмоции говорящих с ним людей.
В ГБОУ РК «Школа-интернат №24» VIII вида была разработана программа факультатива «Социальная коммуникация» для обучающихся 7-9 классов со сложной структурой нарушения. Уровень их развития и биологический возраст соответствуют дошкольному возрасту.
Цель данной психологической программы – развитие социального интеллекта и формирование навыков позитивного межличностного общения.
В соответствии с целью формируются следующие задачи:
- коррекция психо-эмоционального состояния (снятие психоэмоционального напряжения (состояний агрессивности, тревожности), мышечных зажимов, преодоление двигательного автоматизма, освоение приемов саморасслабления);
- обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений;
- формирование умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
- формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей;
- развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
- освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим.
- развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками,
В представленной психологической программе новизна заключается в использовании нового подхода к развитию социального интеллекта и социальных эмоций. Развитие навыков общения, межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, но и понимания эмоциональных состояний окружающих людей. В играх и упражнениях программы нет соревновательного момента (так как соревновательный компонент игры направляет внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождает демонстративность, конкурентность, соперничество в отношениях с другими детьми), поэтому многие игры и упражнения используются в программе не в традиционном варианте, а модифицированном.
В данной программе использован комплексный подход. В ходе работы дети знакомятся также с навыками релаксации и саморегуляции, снятия эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку «эмоции заразительны», коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
Программа включает в себя 30 занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 20-30 минут. Каждое занятие выдержано в определённой структуре. Предлагаем вашему вниманию структуру одного из занятий.
1. Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте», игра «Назови себя»;
● разминка: игра «Змейка»
2. Основная часть
● релаксационный блок: игра «Флажок»;
● коммуникативный блок: игры «Жучок», «На тропинке». Здесь же проводятся игры и упражнения, соответствующие теме занятия. Напр., обыгрывание ситуаций по темам: как представиться другому, звоним по телефону, как попросить о помощи, поздравить с праздником и т.д.
3. Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Нарисуй облако своего настроения», «Понравилось – не понравилось»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания».
При работе с детьми мы придерживаемся следующих принципов:
- Отношение к детям, к их потребностям - уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
- Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
- Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
- За малейшее достижение ребёнка даётся эмоциональная оценка.
- Ценится постепенность коррекционно-развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Установлено, что в процессе реализации данной программы у детей отмечается позитивная динамика развития коммуникативных способностей, их поведение становится социально более адекватным, осуществляется сплочение коллектива и раскрываются индивидуальные возможности каждого ребёнка.
Список литературы:
1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – «Книголюб» М., 2006.
3. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. - “Детство-Пресс” Спб, 2004.
Мария Аркадьевна Мохначёва, учитель – дефектолог ГБОУ РК «Школа-интернат № 24», г. Петрозаводск
Аннотация:
Статья посвящена вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемам развития коммуникативных навыков, навыков позитивного межличностного общения и адресована педагогам-психологам, учителям-дефектологам, воспитателям, классным руководителям.
Ключевые слова:
коммуникация, социализация, социальный интеллект, социальные эмоции.
Процесс общения человека позволяет понимать себя и других, оценивать их чувства и действия, что приводит к возможности интеграции и социализации в обществе. Общение – важнейший фактор развития ребенка с нарушением интеллекта и освоения основных видов деятельности, основанный на оценке самого себя через других людей. Развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.
При социализации детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм.
В связи с вышесказанным становится ясно, что для успешной адаптации и социализации ребенку чрезвычайно важно научиться выражать свои желания, потребности, чувства, просьбы, научиться адекватно реагировать на слова и эмоции говорящих с ним людей.
В ГБОУ РК «Школа-интернат №24» VIII вида была разработана программа факультатива «Социальная коммуникация» для обучающихся 7-9 классов со сложной структурой нарушения. Уровень их развития и биологический возраст соответствуют дошкольному возрасту.
Цель данной психологической программы – развитие социального интеллекта и формирование навыков позитивного межличностного общения.
В соответствии с целью формируются следующие задачи:
- коррекция психо-эмоционального состояния (снятие психоэмоционального напряжения (состояний агрессивности, тревожности), мышечных зажимов, преодоление двигательного автоматизма, освоение приемов саморасслабления);
- обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений;
- формирование умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
- формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей;
- развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
- освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим.
- развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками,
В представленной психологической программе новизна заключается в использовании нового подхода к развитию социального интеллекта и социальных эмоций. Развитие навыков общения, межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, но и понимания эмоциональных состояний окружающих людей. В играх и упражнениях программы нет соревновательного момента (так как соревновательный компонент игры направляет внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождает демонстративность, конкурентность, соперничество в отношениях с другими детьми), поэтому многие игры и упражнения используются в программе не в традиционном варианте, а модифицированном.
В данной программе использован комплексный подход. В ходе работы дети знакомятся также с навыками релаксации и саморегуляции, снятия эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку «эмоции заразительны», коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
Программа включает в себя 30 занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 20-30 минут. Каждое занятие выдержано в определённой структуре. Предлагаем вашему вниманию структуру одного из занятий.
1. Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте», игра «Назови себя»;
● разминка: игра «Змейка»
2. Основная часть
● релаксационный блок: игра «Флажок»;
● коммуникативный блок: игры «Жучок», «На тропинке». Здесь же проводятся игры и упражнения, соответствующие теме занятия. Напр., обыгрывание ситуаций по темам: как представиться другому, звоним по телефону, как попросить о помощи, поздравить с праздником и т.д.
3. Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Нарисуй облако своего настроения», «Понравилось – не понравилось»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания».
При работе с детьми мы придерживаемся следующих принципов:
- Отношение к детям, к их потребностям - уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
- Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
- Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
- За малейшее достижение ребёнка даётся эмоциональная оценка.
- Ценится постепенность коррекционно-развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Установлено, что в процессе реализации данной программы у детей отмечается позитивная динамика развития коммуникативных способностей, их поведение становится социально более адекватным, осуществляется сплочение коллектива и раскрываются индивидуальные возможности каждого ребёнка.
Список литературы:
1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – «Книголюб» М., 2006.
3. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. - “Детство-Пресс” Спб, 2004.