Технология как опорный предмет в проектировании УУД

Григорьева Ольга Александровна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 37» г. Петрозаводска

Учебный предмет «технология» обладает мощным развивающим потенциалом. Ведь уроки технологии - уникальная психологическая и дидактическая база – предметно-практическая деятельность, как основной путь (для дошкольников и младших школьников) познания окружающего мира, формирования универсальных учебных действий (УУД).

На уроках технологии сочетаются устные рассуждения с продуктивными практическими действиями с реальными объектами.

В соответствии с концептуальным положением системы «Перспективная начальная школа» программа по технологии опирается на опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся.

На уроке по теме «Олимпийские талисманы» (2 класс, «Перспективная начальная школа») по рисункам в учебнике на с.36 ученикам предлагается высказать предположение, из какого материала сделаны подвески.

Дети рассматривают рисунки олимпийских талисманов, которые выполнены разными способами гофрирования. Операция гофрирования уже знакома учащимся. В 1 классе дети изготавливали игрушки-подвески из цветных бумажных полос для школьной елки.

Далее работают со словарем терминов, расположенным в конце учебника (с.76), из которого узнают, что гофрировать – это делать ряды складок на бумаге, ткани и других материалах.

Организуется работа в парах. Школьники показывают друг другу один из способов гофрирования. Наблюдая работу соседа, они должны увидеть недочеты при выполнении того или иного способа и выбрать для себя тот вариант, при котором смогут добиться наилучшего результата.

Детям предлагается выбрать талисман, который каждый из них будет делать и способ гофрирования.

Далее дети знакомятся с технологическим процессом изготовления поделок, который подробно представлен в учебнике. Выполняют практическую работу, сравнивают результаты своей работы с рисунками учебника и следуют указаниям знаков-помощников.

После выполнения практической работы обсуждают и анализируют результаты по следующим критериям:

  • Качество (отдельного нового изученного приема, операции и в целом работы);
  • Творчество (оригинальные конструкторско-технологические решения, предложения);
  • Самостоятельность (при открытии нового знания, и в целом в процессе всей работы):

- вместе с учителем;

- с помощью учителя, детей;

- полностью самостоятельно.

Оформляется выставка работ.

Литература

  1. Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова – Москва: Изд-во Академкнига/учебник, 2012.- Ч.2: 344с.
  2. Рагозина Т.М. Технология: Методическое пособие [Текст]: 2 класс / Т.М.Рагозина, А.А.Гринева, И.Л.Голованова. – 3-е изд. — Москва: Изд-во Академкнига/Учебник, 2010.-56 с.
  3. Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 2 класс: Методическое пособие / Т.М.Рагозина. — Москва: Изд-во Академкнига/Учебник, 2012.-56 с.
  4. Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 2 кл.: Учебник / Т.М.Рагозина, А.А.Гринева, И.Л.Голованова. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.- 80 с.: ил.
  5. Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 1 кл.: учебник / Т.М.Рагозина, А.А.Гринева / под ред. Р.Г.Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.-80 с.: цв. ил.