Технология как опорный предмет в проектировании УУД
Григорьева Ольга Александровна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 37» г. Петрозаводска
Учебный предмет «технология» обладает мощным развивающим потенциалом. Ведь уроки технологии - уникальная психологическая и дидактическая база – предметно-практическая деятельность, как основной путь (для дошкольников и младших школьников) познания окружающего мира, формирования универсальных учебных действий (УУД).
На уроках технологии сочетаются устные рассуждения с продуктивными практическими действиями с реальными объектами.
В соответствии с концептуальным положением системы «Перспективная начальная школа» программа по технологии опирается на опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся.
На уроке по теме «Олимпийские талисманы» (2 класс, «Перспективная начальная школа») по рисункам в учебнике на с.36 ученикам предлагается высказать предположение, из какого материала сделаны подвески.
Дети рассматривают рисунки олимпийских талисманов, которые выполнены разными способами гофрирования. Операция гофрирования уже знакома учащимся. В 1 классе дети изготавливали игрушки-подвески из цветных бумажных полос для школьной елки.
Далее работают со словарем терминов, расположенным в конце учебника (с.76), из которого узнают, что гофрировать – это делать ряды складок на бумаге, ткани и других материалах.
Организуется работа в парах. Школьники показывают друг другу один из способов гофрирования. Наблюдая работу соседа, они должны увидеть недочеты при выполнении того или иного способа и выбрать для себя тот вариант, при котором смогут добиться наилучшего результата.
Детям предлагается выбрать талисман, который каждый из них будет делать и способ гофрирования.
Далее дети знакомятся с технологическим процессом изготовления поделок, который подробно представлен в учебнике. Выполняют практическую работу, сравнивают результаты своей работы с рисунками учебника и следуют указаниям знаков-помощников.
После выполнения практической работы обсуждают и анализируют результаты по следующим критериям:
- Качество (отдельного нового изученного приема, операции и в целом работы);
- Творчество (оригинальные конструкторско-технологические решения, предложения);
- Самостоятельность (при открытии нового знания, и в целом в процессе всей работы):
- вместе с учителем;
- с помощью учителя, детей;
- полностью самостоятельно.
Оформляется выставка работ.
Литература
- Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова – Москва: Изд-во Академкнига/учебник, 2012.- Ч.2: 344с.
- Рагозина Т.М. Технология: Методическое пособие [Текст]: 2 класс / Т.М.Рагозина, А.А.Гринева, И.Л.Голованова. – 3-е изд. — Москва: Изд-во Академкнига/Учебник, 2010.-56 с.
- Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 2 класс: Методическое пособие / Т.М.Рагозина. — Москва: Изд-во Академкнига/Учебник, 2012.-56 с.
- Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 2 кл.: Учебник / Т.М.Рагозина, А.А.Гринева, И.Л.Голованова. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.- 80 с.: ил.
- Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 1 кл.: учебник / Т.М.Рагозина, А.А.Гринева / под ред. Р.Г.Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.-80 с.: цв. ил.
Григорьева Ольга Александровна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 37» г. Петрозаводска
Учебный предмет «технология» обладает мощным развивающим потенциалом. Ведь уроки технологии - уникальная психологическая и дидактическая база – предметно-практическая деятельность, как основной путь (для дошкольников и младших школьников) познания окружающего мира, формирования универсальных учебных действий (УУД).
На уроках технологии сочетаются устные рассуждения с продуктивными практическими действиями с реальными объектами.
В соответствии с концептуальным положением системы «Перспективная начальная школа» программа по технологии опирается на опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся.
На уроке по теме «Олимпийские талисманы» (2 класс, «Перспективная начальная школа») по рисункам в учебнике на с.36 ученикам предлагается высказать предположение, из какого материала сделаны подвески.
Дети рассматривают рисунки олимпийских талисманов, которые выполнены разными способами гофрирования. Операция гофрирования уже знакома учащимся. В 1 классе дети изготавливали игрушки-подвески из цветных бумажных полос для школьной елки.
Далее работают со словарем терминов, расположенным в конце учебника (с.76), из которого узнают, что гофрировать – это делать ряды складок на бумаге, ткани и других материалах.
Организуется работа в парах. Школьники показывают друг другу один из способов гофрирования. Наблюдая работу соседа, они должны увидеть недочеты при выполнении того или иного способа и выбрать для себя тот вариант, при котором смогут добиться наилучшего результата.
Детям предлагается выбрать талисман, который каждый из них будет делать и способ гофрирования.
Далее дети знакомятся с технологическим процессом изготовления поделок, который подробно представлен в учебнике. Выполняют практическую работу, сравнивают результаты своей работы с рисунками учебника и следуют указаниям знаков-помощников.
После выполнения практической работы обсуждают и анализируют результаты по следующим критериям:
- Качество (отдельного нового изученного приема, операции и в целом работы);
- Творчество (оригинальные конструкторско-технологические решения, предложения);
- Самостоятельность (при открытии нового знания, и в целом в процессе всей работы):
- вместе с учителем;
- с помощью учителя, детей;
- полностью самостоятельно.
Оформляется выставка работ.
Литература
- Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова – Москва: Изд-во Академкнига/учебник, 2012.- Ч.2: 344с.
- Рагозина Т.М. Технология: Методическое пособие [Текст]: 2 класс / Т.М.Рагозина, А.А.Гринева, И.Л.Голованова. – 3-е изд. — Москва: Изд-во Академкнига/Учебник, 2010.-56 с.
- Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 2 класс: Методическое пособие / Т.М.Рагозина. — Москва: Изд-во Академкнига/Учебник, 2012.-56 с.
- Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 2 кл.: Учебник / Т.М.Рагозина, А.А.Гринева, И.Л.Голованова. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.- 80 с.: ил.
- Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 1 кл.: учебник / Т.М.Рагозина, А.А.Гринева / под ред. Р.Г.Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.-80 с.: цв. ил.