УЧАСТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕТРОЗАВОДСКА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБМЕНАХ В РАМКАХ ПОБРАТИМСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДОВ В 60-80-Е ГОДЫ XX ВЕКА

Шеремет Алёна Владимировна, соискатель, кафедра отечественной истории исторического факультета ПетрГУ

Термин города-побратимы (города-партнеры) сегодня употребляется для обозначения связей между населенными пунктами разных стран мира в области муниципального и хозяйственного управления, искусства, науки, общественной жизни. Движение породнения – это сложный и многогранный процесс. Часто его называют движением народной (или гражданской) дипломатии, показывая, как общественность различных населенных пунктов выстраивает абсолютно новый вид международных связей государств.

Установление побратимских связей относится к такому типу взаимодействий между городами, когда в результате подписания договора или официального объявления о дружбе создаются рамочные условия для дальнейшего сотрудничества между общественностью и муниципалитетами двух населенных пунктов, происходящих в самых разнообразных формах.

Побратимские связи многообразны по направлениям и формам сотрудничества. Можно выделить несколько основных направлений сотрудничества: муниципальные, профессиональные связи коллективов предприятий и организаций, молодежные, школьные, в области культуры и спорта, в сфере образования и других.

Петрозаводск включился в данное движение в 60-е годы XX века, заключив договора с городами Варкаус и Нойбранденбург. В настоящее время Петрозаводск имеет договора о партнерстве и побратимстве с тринадцатью городами.

Молодежь, как наиболее активная группа любого общества, принимала большое участие в движении породнения, в отдельных случаях являясь инициатором установления дружественных связей, как в случае с городом Варкаусом.

Связи городов по линии молодежных обменов были достаточно широкими. Здесь большую роль играли клубы интернационалистов и общества дружбы при школах, училища, техникумах, ВУЗах, а так же на предприятиях, которые занимались распространением среди населения информации о различных странах мира, организацией встреч с иностранцами, способствовали изучению иностранных языков населением.

Одним из таких клубов был «Глобус», работавший при Петрозаводском Государственном Университете и имевший разветвленную сеть отделений по многим школам республики. Клуб состоял из четырех отделов[1]:

  1. Международного отдела, который являлся организатором лекций на международные темы и осуществлял международные связи студентов ПГУ;
  2. Отдела связи с Финляндией;
  3. Организационно-творческого отдела;
  4. Отдела связи с союзными республиками.

Интерклубы проделывали большую работу по популяризации идей интернациональной дружбы и укреплению взаимоотношений с гражданами других стран. Многие члены интерклубов поддерживали переписку с иностранной молодежью, что было одной из мировых тенденций в развитии международных отношений.

Связи молодежи с породненными городами развивались как по линии ВЛКСМ, ведавшим отправкой «Поездов дружбы» через молодежное бюро «Спутник» [2], так и по линии контактов образовательных учреждений всех уровней.

В 1971 году в Лагерь Дружбы, проходивший в Варкаусе, была  приглашена делегация молодежи города Петрозаводска.[3] В работе лагеря принимали участие делегации пяти городов-побратимов Варкауса: Пирны (ГДР), Накскова (Дания), Сандвинен (Швеция), Рьюкан (Норвегия), Петрозаводск (СССР). Целью поездки делегации ВЛКСМ было укрепление дружбы и обмен мнениями по вопросам молодежного движения, по вопросам безопасности в Европе, школьному образованию.[4]

Выезд молодежных делегаций в породненные города был традиционным и ежегодным. Во время подобных визитов члены делегации посещали предприятия, знакомились с культурой и историей городов, обменивались опытом работы молодежных организаций.[5]

Ежегодно с конца 1960-х годов в Карелии отдыхали школьники и студенты из породненных городов. В специально обустроенном для этой цели лагере «Онежец» на озере Лососинном ежегодно отдыхало несколько десятков иностранных школьников.[6] В случае если одновременно приезжало две группы школьников из разных породненных городов, то для размещения детей использовался лагерь завода «Тяжбуммаш».[7]

Группы школьников приезжали в первую очередь из городов-побратимов Варкауса (ежегодно до 60-ти человек) и Нойбранденбурга (до 80 человек в год), а так же и из других городов. Так, в июне 1976 года в лагере ОТЗ «Онежец» отдыхала группа французских школьников в количестве 10-ти человек[8], а уже в 1978 году французы принимали делегацию петрозаводских пионеров.[9] В мае 1977 года в Петрозаводске находилась группа школьников и студентов из Умео в количестве 40 человек.[10]  Ответная же делегация молодежи посетила Умео в сентябре 1977 года.[11]

Отправка групп детей, как и любых других делегаций, строилась на взаимной обменной и безвалютной основе. С детьми работали лучшие педагогические кадры. Подбор детей в группу так же не был случайным: это были наиболее активные в общественной деятельности и успевающие в учебе.

Во время пребывания в лагере дети участвовали во всех предусмотренных мероприятиях, а так же знакомились с жизнью и культурой породненного города. Так, отдыхавшим в 1971 году школьникам-тельмановцам,  во время пребывания в лагере была предоставлена возможность ознакомиться с пионерскими и комсомольскими организациями республики, посетить Кижи, Краеведческий музей и некоторые предприятия города, побывать в семьях рабочих ОТЗ, пообщаться с карельскими школьниками. [12]

Жизнь детей в лагере строилась по принципам самоуправления, детям также давалась возможность обменять деньги для совершения покупок (например, советским школьникам разрешалось обменять на марки до 50 рублей), для этой цели организовывались специальные выезды.[13]

Обмен группами школьников и молодежи способствовал установлению дружеских контактов между населением городов. Этой же цели служили и другие формы сотрудничества.

Путешествовавшие вместе с детьми учителя в период пребывания в дружеских городах устанавливали контакты со своими коллегами, что затем выливалось в сотрудничество коллективов школ. 

Сотрудничество учебных заведений это еще одна из форм сотрудничества в рамках побратимских связей, способствующая укреплению контактов между людьми, пропагандирующая идеи мира, а так же позволяющая педагогам обменяться профессиональным опытом.

Впервые специализированная делегация работников образования приехала в Петрозаводск в 1969 году из города Варкауса,[14] а уже в 1972 году – из Нойбранденбурга.[15] Делегации пребывали в столицу Карелии с целью изучения системы народного образования и постановки воспитательной работы. Члены делегаций знакомились вопросами планирования работы, системой работы с педагогическими кадрами, создания и укрепления учебно-материальной базы, трудовым воспитанием школьников, методикой преподавания, посещали городские и сельские школы[16], углубляли знания языка, истории и культуры посещаемой страны. С установлением связей с другими городами-побратимами, так же устанавливались подобные контакты между работниками образования. Вскоре взаимные визиты работников образования стали традицией и проходили практически ежегодно.

Интересным представляется обмен опытом между учителями русского языка округа Нойбранденбург и учителями немецкого Петрозаводска.

В сентябре 1976 года в Нойбранденбурге пребывала делегация учителей немецкого языка из Карелии. Целью поездки был обмен опытом педагогической деятельности, расширение связей между педагогическими коллективами, знакомство с жизнью округа, углубление знаний немецкого языка.[17] В 1977 году была отправлена вторая подобная делегация. Учителя отмечали то, что уроки иностранного языка направлены на развитие разговорных навыков, на оснащенность дидактическим материалом и техникой (копировальные аппараты, телеуроки), на ведение тетрадей по принципу скоросшивателя.[18]

В то же время прибывали и ответные делегации учителей русского языка из Германии. Целями делегаций было изучение опыта воспитательной деятельности школы, методики обучения иностранным языкам, совершенствование знаний русского языка, углубление представлений об истории развития, культурной жизни и работе трудящихся страны.[19]

Много нового привозили из поездок коллективы преподавателей и сотрудников системы образования. Так, в городе Умео заинтересовались тем, как решена проблема занятия школьников во внеурочное время в советской школе путем создания групп продленного дня. Руководители Умео решили использовать полученные знания и "строить новые школы с учетом создания таких групп" и изучили "возможность их размещения в действующих школах".[20]

Во время поездок учителей заключались побратимские связи между коллективами школ. В 1976 году таким вот образом были заключены договора о сотрудничестве между школами №6 и №5 , №25 и №7 Петрозаводска и Нойбранденбурга соответственно.[21] Ранее подобные связи установлены и между школой №39 города Петрозаводска и школой №13 им. В. Бределя из Нойбранденбурга.[22]

Дружественные связи устанавливались так же между средними учебными и высшими учебными заведениями. В 1975 году были установлены дружественные связи между представителями профтехшколы им. Э. Тельмана г. Варен округа Нойбранденбург и профтехучилища №1. им. героя Советского Союза Н.Ф. Репникова.[23] А в 1978 году было заключено соглашение о сотрудничестве между Петрозаводским государственным университетом им. О.В. Куусинена и университетом города Йоэнсуу.[24]

Сотрудничество в области молодежных обменов и образования, успешно развиваясь, играло огромную роль в становлении побратимских связей и укрепления взаимопонимания между народами. Многие школьники и педагоги побывали за рубежом, ознакомились с культурой и бытом, установили дружественные контакты, поддерживаемые по переписке. Это было немаловажно, ведь именно личные контакты, тем более, молодого поколения, помогали преодолеть определенные негативные представления о населении других стран, лучше понять другую культуру, что немало способствовало укреплению мира и сотрудничества между народами.


[1] Пуки И.П. Интернациональные связи молодежи Карелии//Во имя общего дела: интернациональные связи Карелии 1917-1977: документы и материалы. Петрозаводск, 1980.С. 310-311.

[2] НАРК. Ф. П-3. Оп. 23. Д. 152. Л. 53.

[3] НАРК. Ф. П-3. Оп. 22. Д. 104. Л.11.

[4] НАРК. Ф. П-3. Оп. 22. Д. 104. Л. 61.

[5] НАРК. Ф. П-3. Оп. 26. Д. 148. Л. 43.

[6] НАРК. Ф. П-3. Оп. 22 .Д. 103. Л. 41.

[7] НАРК. Ф. П-3. Оп. 28. Д. 210. Л. 45.

[8] НАРК. Ф. П-3. Оп. 27. Д. 174. Л. 3.

[9] НАРК. Ф. П-3. Оп. 29. Д. 198. Л. 2.

[10] НАРК. Ф. П-3. Оп. 28. Д. 212. Л. 22.

[11] Там же. Л. 64.

[12] НАРК. Ф. П-3. Оп. 22. Д. 103. Л. 21.

[13] НАРК. Ф. П-3. Оп. 27. Д. 172. Л. 97.

[14] НАРК. Ф. П-3. Оп. 20. Д. 91. Л. 40.

[15] НАРК. Ф. П-3. Оп. 23. Д. 149. Л. 126.

[16] НАРК. Ф. П-3. Оп. 23. Д. 152. Л. 13-14.

[17] НАРК. Ф. П-3. Оп. 27. Д. 172. Л. 59.

[18] НАРК. Ф. П-3. Оп. 28. Д. 175. Л. 62-67.

[19] НАРК. Ф. П-3. Оп. 30. Д. 206. Л. 120-123.

[20] НАРК. Ф. П-3. Оп. 28. Д. 212. Л. 32-33.

[21] НАРК. Ф. П-3. Оп. 27. Д. 172. Л. 62.

[22] НАРК. Ф. П-3. Оп. 26. Д. 150. Л. 31.

[23] Там же. Л. 1.

[24] НАРК. Ф. П-3. Оп. 29. Д. 195. Л. 110.