УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В КЛАССАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ НАРУШЕНИЯ
Еремкина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, педагог-психолог, ГБОУ РК «Школа-интернат № 24», г. Петрозаводск
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме обучения детей с выраженными нарушениями развития. В настоящее время наблюдается изменение контингента учащихся с интеллектуальной недостаточностью: с одной стороны – отток детей с легкой умственной отсталостью в общеобразовательные школы, с другой – открытие в коррекционных школах классов для детей с выраженными нарушениями развития (классы со сложной структурой нарушения). В статье представлен материал, как один из вариантов организации обучения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Статья адресована педагогам-практикам, психологам, дефектологам, учителям общеобразовательных школ, где обучаются дети данной категории.
Ключевые слова:
дети с выраженным недоразвитием интеллекта;
элементарно-практическое обучение;
индивидуальные особенности детей;
рабочая программа для детей в классах со сложной структурой нарушения;
тематическое планирование по лексическим темам;
Библиографические ссылки:
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы под редакцией И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007г.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
Основным этапом оказания коррекционо - образовательных услуг детям с выраженным недоразвитием интеллекта является элементарное предметно-практическое обучение. Нами была разработана и апробирована рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта.
Весь процесс обучения реализуется с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей. Используются разнообразные формы работы: индивидуальные, фронтальные, подгрупповые.
В процессе реализации программы учитывались следующие особенности детей со сложной структурой дефекта:
- нарушение интеллекта;
- нарушение эмоционально-волевой сферы;
- тяжелое нарушение речи («безречевые» дети): отсутствие или несформированность базовых компонентов речи;
- аутизм или аутистические черты;
- нарушение общей и особенно мелкой моторики.
Основные задачи:
• Подготовить детей к простейшим видам (доступным для них) учебной деятельности;
• Формировать простейшие учебные навыки (уметь слушать речь взрослого, выполнять простейшие инструкции);
• Формировать навык адекватного поведения среди других детей («не мешать другим детям»);
• Формировать навык коллективной работы под контролем и с помощью учителя.
Учебные умения необходимо формировать на наглядно-практической, предметной основе с широким использованием игровых приемов на каждом уроке. Дети обучаются в процессе продуктивной деятельности: лепки, рисования, самообслуживания, коммуникации, что важно для их социальной адаптации.
В учебном плане для детей со сложной структурой нарушения предусмотрено по 2 часа в неделю на каждый предмет. Опыт показывает, что данное количество часов недостаточно для усвоения материала детьми в полном объеме. В связи с этим в школе реализуется комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Основой данного принципа является тематическое планирование по лексическим темам – особая форма, объединяющая все виды детской деятельности в течение определенного промежутка времени.
Все содержание рабочей программы по предметам распределяется по лексическим темам. Каждая лексическая тема изучается в течение одной недели. Все виды деятельности (развитие речи, элементарные математические представления, чтение, письмо, лепка, аппликация и др.) так или иначе, связаны с ней.
Использование метода единой лексической темы дает возможность включать лексический материал в любые режимные моменты (урок, прогулка, воспитательное занятие, игровая деятельность).Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала с помощью разных средств и методов.
Так, на уроках «живой мир» во время экскурсий, дети знакомятся с явлениями окружающего мира, отрабатывается необходимая лексика. На этом же лексическом материале идет развитие речи на уроках «устная речь» и в процессе практической деятельности на уроках труда, рисования, счете.
Например: Лексическая тема «зима, признаки зимы». На уроке «живой мир» дети закрепляют понятия: зима, холодно, снег, снежинки, мороз, лед и другие. На уроке «устная речь» идет обогащение словаря, работа над однокоренными словами (снег, снежинки, снеговик, снежок) и умение строить фразы по данной теме. На уроке «чтение» изучается буква С и слова для глобального чтения: снег, снежинки, снеговик, снежок. На уроке «письмо» включаются задания: рисование палочек для снежинки, овалов для снеговика. На уроке «счет» выполняются счетные операции с наглядными пособиями: снежинками, снежками, снеговиками и т.п. На уроках «лепка», «рисование», «ручное творчество» включаются задания: лепка снеговиков из пластилина, аппликация – снежинка и другие.
Коррекционный процесс - это непрерывный процесс, равноправными звеньями которого являются учитель, специалисты (логопед, дефектолог, психолог), воспитатель, родители.
Эффективность коррекционной работы во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности в работе всех его участников. Учитель организует изучение по предметам по лексическим темам. Логопед работает над обогащением словаря и лексико-грамматическим строем речи по той же лексической теме. Воспитатель планирует предметно-практическую, игровую деятельность, тематические прогулки в группе. Для родителей предлагаются краткие рекомендации на неделю (например, общение с детьми по заданной теме, перечень игр, которые помогут закрепить лексическую тему, круг произведений для домашнего чтения).
Таким образом, организация изучения материала по лексическим темам в течение недели всеми участниками образовательного процесса является результативным методом и служит одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физических сферах.
Еремкина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, педагог-психолог, ГБОУ РК «Школа-интернат № 24», г. Петрозаводск
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме обучения детей с выраженными нарушениями развития. В настоящее время наблюдается изменение контингента учащихся с интеллектуальной недостаточностью: с одной стороны – отток детей с легкой умственной отсталостью в общеобразовательные школы, с другой – открытие в коррекционных школах классов для детей с выраженными нарушениями развития (классы со сложной структурой нарушения). В статье представлен материал, как один из вариантов организации обучения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Статья адресована педагогам-практикам, психологам, дефектологам, учителям общеобразовательных школ, где обучаются дети данной категории.
Ключевые слова:
дети с выраженным недоразвитием интеллекта;
элементарно-практическое обучение;
индивидуальные особенности детей;
рабочая программа для детей в классах со сложной структурой нарушения;
тематическое планирование по лексическим темам;
Библиографические ссылки:
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы под редакцией И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007г.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
Основным этапом оказания коррекционо - образовательных услуг детям с выраженным недоразвитием интеллекта является элементарное предметно-практическое обучение. Нами была разработана и апробирована рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта.
Весь процесс обучения реализуется с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей. Используются разнообразные формы работы: индивидуальные, фронтальные, подгрупповые.
В процессе реализации программы учитывались следующие особенности детей со сложной структурой дефекта:
- нарушение интеллекта;
- нарушение эмоционально-волевой сферы;
- тяжелое нарушение речи («безречевые» дети): отсутствие или несформированность базовых компонентов речи;
- аутизм или аутистические черты;
- нарушение общей и особенно мелкой моторики.
Основные задачи:
• Подготовить детей к простейшим видам (доступным для них) учебной деятельности;
• Формировать простейшие учебные навыки (уметь слушать речь взрослого, выполнять простейшие инструкции);
• Формировать навык адекватного поведения среди других детей («не мешать другим детям»);
• Формировать навык коллективной работы под контролем и с помощью учителя.
Учебные умения необходимо формировать на наглядно-практической, предметной основе с широким использованием игровых приемов на каждом уроке. Дети обучаются в процессе продуктивной деятельности: лепки, рисования, самообслуживания, коммуникации, что важно для их социальной адаптации.
В учебном плане для детей со сложной структурой нарушения предусмотрено по 2 часа в неделю на каждый предмет. Опыт показывает, что данное количество часов недостаточно для усвоения материала детьми в полном объеме. В связи с этим в школе реализуется комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Основой данного принципа является тематическое планирование по лексическим темам – особая форма, объединяющая все виды детской деятельности в течение определенного промежутка времени.
Все содержание рабочей программы по предметам распределяется по лексическим темам. Каждая лексическая тема изучается в течение одной недели. Все виды деятельности (развитие речи, элементарные математические представления, чтение, письмо, лепка, аппликация и др.) так или иначе, связаны с ней.
Использование метода единой лексической темы дает возможность включать лексический материал в любые режимные моменты (урок, прогулка, воспитательное занятие, игровая деятельность).Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала с помощью разных средств и методов.
Так, на уроках «живой мир» во время экскурсий, дети знакомятся с явлениями окружающего мира, отрабатывается необходимая лексика. На этом же лексическом материале идет развитие речи на уроках «устная речь» и в процессе практической деятельности на уроках труда, рисования, счете.
Например: Лексическая тема «зима, признаки зимы». На уроке «живой мир» дети закрепляют понятия: зима, холодно, снег, снежинки, мороз, лед и другие. На уроке «устная речь» идет обогащение словаря, работа над однокоренными словами (снег, снежинки, снеговик, снежок) и умение строить фразы по данной теме. На уроке «чтение» изучается буква С и слова для глобального чтения: снег, снежинки, снеговик, снежок. На уроке «письмо» включаются задания: рисование палочек для снежинки, овалов для снеговика. На уроке «счет» выполняются счетные операции с наглядными пособиями: снежинками, снежками, снеговиками и т.п. На уроках «лепка», «рисование», «ручное творчество» включаются задания: лепка снеговиков из пластилина, аппликация – снежинка и другие.
Коррекционный процесс - это непрерывный процесс, равноправными звеньями которого являются учитель, специалисты (логопед, дефектолог, психолог), воспитатель, родители.
Эффективность коррекционной работы во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности в работе всех его участников. Учитель организует изучение по предметам по лексическим темам. Логопед работает над обогащением словаря и лексико-грамматическим строем речи по той же лексической теме. Воспитатель планирует предметно-практическую, игровую деятельность, тематические прогулки в группе. Для родителей предлагаются краткие рекомендации на неделю (например, общение с детьми по заданной теме, перечень игр, которые помогут закрепить лексическую тему, круг произведений для домашнего чтения).
Таким образом, организация изучения материала по лексическим темам в течение недели всеми участниками образовательного процесса является результативным методом и служит одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физических сферах.