Успешные практики Пряжи и не только это

Ефлова Зинаида Борисовна, заведующая Лабораторией теории и практики развития сельской школы Карелии Института педагогики и психологии ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия

Последняя неделя августа завершает хлопоты перед общенародным событием – началом нового учебного года. У педагогов это время больших и малых педагогических советов, где нужно: определиться «где стоим», свериться «то ли делаем», договориться «куда идти». Желательно еще и вдохновиться красивой идеей, обогатиться новой информацией, чтобы начать год на позитивных эмоциях. Позитивный педагог – радостное школьное детство.

Республиканская общественно-педагогическая конференция «Культурно-образовательное пространство Республики Карелия: от идеи к результату» 26 августа дала старт традиционным педагогическим собраниям, которые волной прокатятся по всем районам и по всем образовательным учреждениям республики. Особенность этого года – Года культуры – нацеленность на объединение ресурсов образования и культуры в воспитании гражданина и патриота своего поселка, города, республики, страны. Идея объединения/интеграции и преодоления разобщенности, межведомственных, объективных и субъективных барьеров, – где-то еще только идея, а где-то она уже очевидная реальность.

После пленарного заседания республиканского форума, выслушав наказы руководителей Правительства, Министерств образования и культуры республики, участники секции «Социокультурная среда территории: модели взаимодействия субъектов» выехали в Пряжу.

Почему в Пряжу? Пряжинское поселение – давно известно примерами эффективного сотрудничества практически всех институтов местного сообщества. Проблема интеграции ресурсов социума в воспитании пряжинских школьников – предмет пятилетнего педагогического эксперимента Пряжинской  школы (научное руководство Лаборатории теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ), результаты которого знакомы не только республике, но и стране. То есть, Пряже есть что показать – у Пряжи есть чему поучиться.

В Центре досуга и творчества поселка (Дом культуры) участников секции встречали Татьяна Павловна Сеппянен – заместитель Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района, а также почти весь педагогический состав Пряжинской школы и работников культуры района. «Смотрите все, задавайте любые вопросы, предлагайте свои идеи – мы открыты…» – приветствовала гостей Татьяна Павловна.

Социокультурные (исторические, этнокультурные, природно-географические) объекты Пряжинского поселения – это более 30 дорогих сердцу пряжинца мест, памятников, сооружений. В районе их, как считают местные, более 300. И все они потенциальны в воспитании и детей, и взрослых.

Интерактивная экскурсия, которую подготовили для секции хозяева, проходила на «пятачке» центра поселка, но маршрут оказался весьма насыщенным: Центр досуга и творчества – Аллея молодоженов – Братское захоронение – Древо пожеланий – Памятник Герою Советского Союза Марии Мелентьевой – Пряжинская средняя школа – Молодежный центр – Летний сад – Этнокультурный центр. Наше «путешествие» – это, прежде всего, презентация многообразия моделей и успешных практик взаимодействия местной власти, образования, культуры, сообщества. На каждом объекте встреча с инициаторами идеи и организаторами проектов – педагогами школы, работниками культуры, местными жителями.

Например, остановка на Аллее молодоженов: скамейка «Давай навсегда помиримся!», Арка молодоженов, цветник, созданные школьниками вместе с родителями и сотрудниками ЗАГСА, и рассказ Е.Е. Волк – классного руководителя одного их классов школы об одном из многих мини-проектов большого общешкольного проекта «Мой класс – моему поселку». Результаты/вехи этого проекта обозначены по всему маршруту – это детская площадка, Дерево забытых деревень с табличками их названий для истории и в назидание; это оригинальные клумбы и места отдыха; это Древо пожеланий в маленьком парке, где встречаются влюбленные; это Аллея выпускников перед школой. Трудно поверить, что все это сделано за год проекта, детьми и взрослыми, на скромные средства жителей и/или с участием местных меценатов.

Возле Братского захоронения экскурсию встречала Е.П. Гришкалаускене – руководитель музея и хранительница памяти поселка. Рассказ Елены Петровны об истории места, о трагических днях Пряжи в годы Великой Отечественной войны, о работе музея и поисковиков. А также о том, как инициатива, с которой школьники обратились в Администрацию района, создала традицию – ежегодное событие для местных жителей. 5 сентября – День памяти бойцов 313 стрелковой дивизии, защитников Пряжи в 1941 году, когда здесь собираются пряжинцы, чтобы почтить память тех, кто отдал свои жизни за освобождение.

Полезные выводы, думаю, можно сделать из презентации О.Ю. Степанова – директора Пряжинской школы о школьных социокультурных образовательных проектах разного уровня – классного, школьного, поселкового и даже районного:

- Школа может стать зачинательницей многого нужного для детей и для взрослых, но важно действовать вместе с теми, кто рядом – родителями, соседями, учреждениями.

-Детские проекты – это не «проектные предложения» или «фантазии посторонних», а конкретные дела на пользу общества, реальная социальная практика.

Таких проектов за последние годы в школе состоялось несколько десятков. «Их личностный результат» – сказал Олег Юрьевич – «выпускники выбирают профессию, нужную для жизни в поселке».

Следующий пункт маршрута – Молодежный центр Пряжинского национального района – реализованная инициатива местной молодежи. Под крышей центра есть место и детям, и взрослым для занятий музыкой, живописью, спортом, творчеством, социально-полезной деятельностью. Уютно, красиво, насыщенно и приглашающе выглядели кабинеты, залы и коридоры Центра. Собственно, сам этот центр – живой пример интеграции, учреждений образования, культуры, спорта, молодежной политики, социальной сферы для общих дел и общей пользы.

Чуть более года, как появился в Пряже новый социокультурный объект – Этнокультурный центр. И снова по-пряжински  особенный – с исторической экспозицией, с мастер-классами карельской кухни, ткачества, лекарства, с выставками творчества местных мастеров и даже с Летним садом для встреч и размышлений. Это предметно-насыщенная среда для проведения уроков краеведения для пряжинских и приезжих школьников; место, куда можно прийти с туристической группой или с приехавшими в гости родственниками.

В Доме культуры, пахнущем деревом, сверкающем свежими красками, новыми креслами и аппаратурой, подводим итоги экскурсии: восторгаемся, сомневаемся и благодарим пряжинцев. «Проблемы, конечно, были и есть. Объединиться не так просто…» – говорит Татьяна Павловна. И резюмирует: «Главное, чтобы нашлись неравнодушные и деятельные люди».

Следующие модели взаимодействия презентовал А.З. Андрейко, не так давно он был директором Коткозерской школы – социокультурного центра (первого в России!), а сегодня – руководитель общественной организации «Живая деревня». За последние 12 лет организация осуществила более 30 проектов, объединяя образование, культуру, науку, местное сообщество для улучшения жизни детей, подростков, молодежи, людей среднего и пожилого возраста. Организация работает не только в Коткозере. В ее проектах участвуют жители Олонецкого, Пряжинского, Прионежского районов и города Петрозаводска. Алексей Захарович пригласил участников секции в новый проект. Возможно, что вместе «Живой деревней» за создание ТОС-ов (Территориальные общественные советы) возьмутся педагоги и работники культуры из Калевалы, Беломорского района, Прионежья.

Муравко Надежда Васильевна – заместитель директора Вешкельской средней школы Суоярвского района представила опыт сотрудничества местного самоуправления, образовательных организаций и учреждений культуры своего поселения. Он показался привлекательным множеством находок, и участники секции предложили посмотреть его на месте. Обозначили следующий маршрут – поселок Вешкелицы. За его подготовку берутся, понятно, хозяева, а так же Ассоциация сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия (председатель совета Ассоциации Т.А. Танцева).

Рефлексия событий секции продолжилась в автобусе по дороге в Петрозаводск. В результате возникли следующие предложения.

Предложения секции «Социокультурная среда территории: модели взаимодействия субъектов»

Августовской общественно-педагогической конференции

«Культурно-образовательное пространство Республики Карелия: от идеи к результату», посвященной Году культуры

Мы, участники секции «Социокультурная среда территории: модели взаимодействия субъектов», с интересом и благодарностью познакомились с практиками формирования социокультурной среды и взаимодействия субъектов поселения Пряжа Пряжинского района; с опытом сотрудничества местного самоуправления, образовательных организаций и учреждений культуры Вешкельского поселения Суоярвского района; с социокультурными инициативами КРОО «Живая деревня» села Коткозеро Олонецкого района.

Обсудив представленный опыт, участники секции сошлись во мнении, что улучшение социокультурной среды города, поселка, деревни:

- это, прежде всего, забота и дело самих субъектов данной  территории: не следует ждать помощи «сверху» – нужно действовать самим;

- возможно лишь при интеграции ресурсов всех учреждений, организаций и местных сообществ, жителей территории (материальных, финансовых, человеческих): объединение без ведомственных ограничений;

- не связано с тем, кто является ведущим (социокультурным центром) этого процесса – образование, культура, общественное движение…: важно наличие лидера.

Условие успеха – объединение всех!

            В связи с этим предлагаем:

  • Министерствам и органам управления образования и культуры:

- стремиться к преодолению межведомственных барьеров;

- инициировать самим и всячески поддерживать межведомственные инициативы и проекты;

- организовывать и проводить межведомственные мероприятия, направленные на взаимодействие и социокультурное развитие территорий Республики Карелия;

- предусматривать и разрабатывать нормативно-правовые основы интеграции (а если нужно, то и перераспределения) ресурсов разных ведомств;

- предусмотреть в оценке эффективности деятельности органов управления показатели межведомственной интеграции и сотрудничества с местными сообществами.

  • СМИ:

освещать и всячески популяризировать успешный опыт:

- социокультурного развития территорий на основе интеграции;

- объединения на местном уровне для улучшения жизни в городе, поселке, деревне.

  • Субъектам территорий – органам местной власти, учреждениям и организациям бизнеса, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и туризма, молодежной политики и т.д., общественным организациям и ассоциативным объединениям, активным жителям городов и поселков микрорайонов:

- проявлять и поддерживать инициативы, привлекать к совместной социокультурной деятельности других – «по горизонтали» и «по вертикали»;

- находить в местном сообществе и взращивать (обучать, поддерживать) лидеров, особенно, молодых;

- создавать условия для поддержки и проявления детской социальной инициативы;

- учиться сотрудничеству друг у друга на всех уровнях – местном, районном, республиканском, российском, международном;

- показывать свой опыт – и позитивный, и неудачный – учить других, обучаясь.

26 августа 2014 года

Итак, наша секция состоялась. Надеюсь, ее участники войдут в новый учебный год с добрым почином и с намерением воплотить его вместе со своими воспитанниками, коллегами и с теми, кто рядом. Дело будет общим, и польза – для всех.