Вступительная статья

Макарова Елена Дмитриевна, кад.пед.наук, зав.отделом дошкольного и начального образования ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

Котеленец Нонна Анатольевна, методист отдела дошкольного и начального образования ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

 


Деятельность – единственный путь к знанию

Б. Шоу


С 2010 года в нашей стране осуществляется поэтапный переход начальной школы на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – раскрыть потенциал развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны будить в детях творчество, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и активно действовать.

Действительно, нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. Именно он, не жалея сил, может развить в своих учениках неведомые им таланты, выработать стремление к познанию окружающего мира, желание трудиться на благо Отечества. И как не вспомнить слова Л.Н. Толстого о том, что «…если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Каков же он современный учитель? Какие требования предъявляет к нему федеральный государственный образовательный стандарт начального образования? Где ему научиться всему и узнать все? Современная школа может быть востребованной только при учителе, постоянно работающем над собой, повышающем квалификацию. Современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой опыт и новые технологии обучения.

Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается одними уроками, выполнением всех программных норм и требований. И он не просто отбывает учебное время, а знает обо всем, что происходит с детьми. А как же иначе? Как по-другому прийти к детям? Без любви, без сердца? Раз уж мы выбрали эту профессию, то и сердце, и душу, и всю любовь, которые в нас есть, мы должны отдавать своим ученикам.

Одно из самых главных качеств современного учи­теля – его способность к творчеству. Творческий потенциал учителя проявляется в его умении самостоятельно конструировать педагогический процесс, вовлекая в увлекатель­ный поиск каждого ученика. Учитель, являясь яркой творческой индивидуальностью, «помогает процессу осозна­ния … своего личностного «Я» в окружающем мире. Он не даёт готового знания … вместе с воспитанниками спорит и размышляет… удивляется и сомневается, с интересом пости­гает истины в совместном творчестве» (В.М. Данильченко). Ключевым словосочетани­ем этой цитаты следует считать последнее, потому что именно совместное творчество учителя и ученика, их сотрудничество на уроке являются залогом воспитания успешного человека, способного осознанно выбрать свой путь и полезно приложить свои силы.

Современный учитель должен соответствовать требованиям нового времени. В чём заключается задача учителя? «Сформировать» нового человека? Нового, инновационного, коммуникабельного. Но для начала учитель сам должен стать таковым.

Ведущей в процессе модернизации учителя сейчас является внутренняя мотивация, желание работать в школе, получать ощущение радости от маленьких побед своих учеников, желание ощутить свою необходимость людям. А ещё постоянная неудовлетворённость собой. И именно эта неудовлетворенность заставляет нас стремиться к новому, лучшему, чтобы идти в ногу со временем.

Требовательность к себе, прежде всего! Ведь личность учителя – ведущий фактор любого обучения. Мастерство учителя – это не случайная находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Как отмечал А. С. Макаренко, одним из необходимых признаков педагогического мастерства является способность ориентировки. Благодаря этому качеству педагог может избежать шаблона; оно позволяет учесть своеобразие обстоятельств, сложившихся в Данный момент, Отыскать нужное средство и правильно применить его.

Современный учитель должен быть конкурентоспособным. Конкуренция даёт толчок к развитию профессионализма, к повышению квалификации. Но высокая квалификация не всегда даёт полную картину учителя как личности. Нельзя, чтобы современный учитель думал, прежде всего, о сдаче квалификационного экзамена, а не об общении с детьми. Для профессионала велика оценка его деятельности, в том числе оценка его деятельности через учеников. Оценка должна быть внешней. Рубежный контроль должен быть внешним и не только после окончания школы. Это может изменить характер взаимоотношений между учителем и учеником. Они вместе учатся, они вместе дают результаты.

Главная задача учителя, в соответствии со стандартом, не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования. Мы должны помочь умело применить это в своей работе и вести их по тропинкам знаний. Только используя “педагогику сотрудничества”, весь свой опыт, мы можем добиться успеха.

В одном из опросов социологов на тему «Учитель будущего...кто он?» были получены следующие результаты: 21% 10-классников предложили вместо учителя компьютер, в то время как 5-классники и 11-классники, наоборот, не хотят видеть вместо учителя робота. Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники осознают, что учителем должен быть живой человек, наделенный душой.

Конкурентоспособный учитель – это социально активный учитель. Он активно взаимодействует с родителями и детьми – полноправными участниками образовательного процесса. С одной стороны, учитель должен выполнять социальный заказ родителей, с другой, – государственный заказ.

Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей - от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и психолога.

Достаточно ли учителю быть только лидером? Педагогическая профессия предъявляет особые требования к личности педагога, он должен быть не только профессионалом, но обладать устойчивой социальной и гражданской позицией, которую воспитает в своих учениках.

Как сами учителя судят о качествах, необходимых для успешной педагогической работы? Такой материал собран Ф. Н. Гоноболиным в его «Книге об учителе». Автор провел опрос учителей, воспитателей школ-интернатов, директоров и завучей школ. Всего было получено 82 письменных ответа на вопрос: какое качество личности вы считаете главным показателем педагогически способностей? В ответах наиболее часто называются такие качества, как любовь к своему делу, интерес к работе с детьми (11 ответов); любовь к детям (8); способность понимать детей (7); высокая общая культура, общая эрудированность, солидные педагогические знания (7); способности к преподаваемому предмету, хорошее знание его, интерес к нему (7); способность передавать другим знания (5).

Перечень, который привел Ф.Н. Гоноболин, конечно, лишь очень приблизительный. О каких профессиональных компетенциях педагога, отражающих специфику работы в начальной школе, говорит нам профессиональный стандарт педагога?

Педагог начальной школы должен:

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

Итак, модель современного учителя определяется многими параметрами. В стремительно меняющемся мире учитель обязан изменяться, только тогда он сформирует активного, самостоятельного, деятельного, творческого человека. Только современный учитель может работать, успешно реализуя стандарт начального образования. Опыт реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования в Республике Карелия представлен в данном сборнике.