РУБРИКА: Этнокультурное образование


Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках этнокультурного образования и воспитания дошкольников

Ремшу Ольга Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «Гномик» Костомукшского городского округа

Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, с народной культурой: как раньше жили люди, как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.

Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Поставив задачу приобщить своих воспитанников к национальной культуре, мы понимаем, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа, к его истории.

Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

Современное общество стремительно осваивает новые технологии коммуникации. Дошкольное учреждение как часть социума представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развития. В связи с этим детский сад должен быть современным, все его элементы и системы должны функционировать чётко и бесперебойно.

Поскольку детский сад является институтом социализации, оказывая влияние на поведение всех участников образовательных отношений, он должен использовать технологии, способствующие совершенствованию коммуникации.

Достижение поставленных целей осуществляется с помощью разнообразных форм работы.

Информационно-аналитическиеформы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет мы узнаём отношение родителей к этнокультурному образованию в дошкольном учреждении, их осведомлённость в данном вопросе. Так, на вопрос «Почему необходимо этнокультурное образование?» многие родители отвечают:

- для идентификации себя со своим народом;

- дети, которые выросли на культурном наследии своего народа, становятся патриотами своей страны, умеют быть толерантными в отношении других народов;

- для формирования культурно-личностных ценностей ребёнка, воспитания уважения к культуре, национальным ценностям;

- нельзя быть людьми без рода и племени;

- без прошлого нет будущего и др.

Отвечая на вопрос «Что мешает установлению диалога культур?», родители называют следующие причины: незнание языка, традиций; низкий запас знаний о культуре; отсутствие стремления и времени для более глубокого изучения; потеря наследия народа, разобщённость; низкий уровень этнокультурного восприятия и др.

Многие родители выражают желание стать участниками педагогического процесса, участвовать в управлении и оказывать влияние на работу детского сада. Но в силу занятости реализовать желаемое на практике получается не всегда. При этом время на общение с друзьями в социальных сетях, просмотр фотографий и различных сайтов, как ни парадоксально, у них находится.

В связи с этим в работе дошкольного учреждения становится актуальным применение информационно-комуникационных технологий. В первую очередь, это сайт этнокультурной направленности «Виртуальная карельская горница» МБДОУ «Гномик» Костомукшскогогородского округа. Данный сайт является визитной карточкой детского сада. С помощью информации, размещённой на сайте, родители знакомятся с деятельностью ДОУ в рамках реализации национально-регионального компонента, могут посмотреть творческие работы детей, ознакомиться со свежими новостями. Сайт помогает формировать и развивать единое информационно-образовательное пространство ДОУ.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями – это взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Для стимулирования такого общения мы проводим конференции, во время которых поднимаются вопросы этнокультурного образования и воспитания, основные принципы билингвального обучения дошкольников. Воспитанники демонстрируют навыки овладения финской и карельской разговорной речью в ходе театрализованных представлений и концертных номеров. Родители показывают свою Карелию, любимые места: озёра, реки, полянки, бабушкину деревню… - туКарелию, которую мало кто видел. И рассказывают о своих предках – карелах. Конференции проходят в атмосфере уюта и этноколорита, который помогают создать национальные блюда и внешнее оформление.

В настоящее время активно используетсяметод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального заказа родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.