«Здоровьесберегающие технологии в школе» (итоги эксперимента)

Крутилова Ирина Александровна, Мамаева Наталья Владимировна, Пономарёва Елена Вячеславовна, учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» Кемского муниципального района

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Цель современной школы - не только дать ученикам прочные знания, но и помочь им сохранить здоровье в процессе получения этих знаний.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

Цель здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ) обучения - обеспечить школьнику возможность  сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Специалисты ФИРО (федеральный институт развития образования) и ИГТН (Институтом гуманитарных и технических наук) отметили, что большинство экспериментальных площадок ЗСТ находящихся в крупных городах, занимаются исключительно   повышением материально-технической базы, вследствие чего при высоком затратном механизме, КПД этих площадок был крайне низок (по изложенным выше причинам), поэтому было решено выбрать маленький город, где есть заинтересованные специалисты и налаженные хорошие личные контакты.

В 2011-2012 учебном году в нашем образовательном учреждении создана творческая группа учителей «Шаги к здоровью». Куда вошли учителя начальных классов И.А Крутилова, Н. В. Мамаева, учителя физкультуры- Е.Л. Савинова, К. А. Чистякова и учитель биологии Пономарева Е.В. После проведения родительского собрания с участием декана факультета спортивной медицины ИГТН, доктора медицинских наук А.Б. Федосова это направление в школе поддержали родители.

11 февраля 2013 года был заключен договор между Негосударственным образовательным частным учреждением высшего профессионального образования «Институтом гуманитарных и технических наук» в лице ректора Бакуниной Славяны Николаевны и средней образовательной школой №2 в лице директора школы И.А. Коноваловой о намерениях создать экспериментальную площадку по направлению «Здоровьесберегающие технологии в школе».

По мнению ряда Российских ученых, занимающихся этой проблемой, из множества принципов обеспечения здоровьесберегающей среды в образовательной системе, среди которых принципы раннего начала, системного подхода, контроля и сравнения показателей, важнейшим является принцип сознательного подхода, и это единственный принцип, ответственным за который является не только педагог, но и ребенок,
при невыполнении которого все остальные не имеют значения.

Соответственно при учете современных финансово-экономических условий в системе образования, не целесообразно называть ЗСТ, улучшение (даже очень значительное) всего лишь материально – технической базы, особенно если это не подкреплено принципом сознательности. Поэтому решением ученого совета было решено основным направлением работы площадки, принять работу на усиления принципа сознательности учеников.

-Один из принципов динамичной работы ЗСТ является принцип контроля и сравнения показателей. Помимо стандартного медицинского обследования, очень показательны и эффективны общепринятые физиологические тесты:

- тест Руфье –Диксона(восстановление миокарда после нагрузки);

- тест Эрисмана (антропометрический);

- тест Чулитской (тест упитанности);

-тест Пинье (антропометрия и группа здоровья), плечевой тест и многие другие. Именно эти тесты позволяют лучше всего видеть динамику развития ребенка.

Разработана программа на 4 года «Шаги к здоровью», которая включает:

  1. Ежедневную работу на уроках через физкультминутки
  • общего воздействия;
  • для улучшения мозгового кровообращения;
  • для снятия утомления с позвоночника, плечевого пояса и рук;
  • для глаз;
  • для системы дыхания.
  1. Проведение интерактивных игр на уроках физической культуры.
  2. Систему воспитательной работы через классные часы и мероприятия в классе и школе.
  3. Работу с родителями:
  • Проведение собраний (значимость экспериментальной площадки, важность проведения утренней зарядки и двигательный режим младшего школьного возраста).
  • Консультации специалиста доктора медицинских наук А.Б.Федосова (Москва) «Особенности питания в детском возрасте»
  1. В школе создан кружок волонтёров «Шаги к здоровью» (7-10кл.).

Предполагаемый результат:

1.Снижение показателей заболеваемости детей.

2.Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.

3.Повышение качества и уровня обучения школьников.

4.Повышение уровня воспитанности детей и подростков.

5.Полученные в школе мотивация сохранения здоровья позволят ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

6. Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

7. Учащиеся научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

Литература

  1. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.-М., 2002
  2. Гигиеническая оценка условий обучения школьников /Сост.: Н.В. Анисимов, Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.