Рекомендации по оформлению информации о результатах профессиональной деятельности (самоанализа)

Порядком аттестации не предусмотрено установление требований к педагогическим работникам образовательных организаций о предоставлении письменных отчетов (самоанализа) о своей профессиональной деятельности, распространении опыта по определенной форме, в определенном объеме, предоставлении рецензий, отзывов на авторские разработки и т.п. (Ответы на дополнительные вопросы по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную. Деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения России от 24 марта 2023 года № 196).

Результаты своей профессиональной деятельности педагогические работники сообщают в свободной форме.

В связи с этим представленный материал по оформлению самоанализа не содержит нормативные требования и носит рекомендательный характер.

Форма самоанализа выбирается педагогическими работниками самостоятельно, но при этом рекомендуется учитывать условия процедуры аттестации.

В частности, исходя из положений пунктов 37 и 31 Порядка аттестации, педагоги, имеющие особые достижения в профессиональной деятельности, освобождаются от всестороннего анализа профессиональной деятельности и проходят аттестацию без закрепления за ними конкретных специалистов. В связи с этим такие педагогические работники могут предоставлять результаты профессиональной деятельности в краткой форме  для экспертной оценки непосредственно аттестационной комиссией. В этом случае не требуется подробного описания результатов профессиональной деятельности и предоставления приложений документов, подтверждающих выполнение показателей, предъявляемых к аттестации на квалификационные категории (пункты 35, 36 Порядка аттестации).

Проведение аттестации педагогических работников, не имеющих особых достижений в профессиональной деятельности, в целях установления квалификационной категории осуществляется с учетом всестороннего анализа их профессиональной деятельности. В связи с этим педагогическим работникам рекомендуется предоставлять информацию о результатах своей профессиональной деятельности, содержащую описание и самоанализ (с приложением необходимых документов и материалов, подтверждающих выполнение показателей, предъявляемых к аттестации на заявленную квалификационную категорию). На основе этих документов проводится всесторонний анализ специалистами экспертной группы процедуры аттестации, привлекаемыми Аттестационной комиссией Министерства образования и спорта Республики Карелия.

В соответствии с пунктом 24.2. Административного регламента Министерства образования и спорта Республики Карелия по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников образовательных организаций Республики Карелия, муниципальных и частных образовательных организаций в целях установления квалификационной категории» (Утвержден приказом Министерства образования и спорта Республики Карелия от 1 сентября 2023 года № 1035) в перечень документов, предъявляемых в Аттестационную комиссию, входит самоанализ результатов профессиональной деятельности, в котором отражены показатели профессиональной деятельности педагогического работника, подписанный руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, подпись которого заверяется печатью образовательной организации.

  • Оформление титульного листа: вверху указывается полное наименование учреждения, в середине листа - ФИО педагога и занимаемая должность, в конце страницы – год подготовки работы, наименование населенного пункта и муниципального образования.
  • Оформление основного текста (рекомендуемое): шрифт Times New Roman, 12-14 пт; выравнивание по ширине. Формат листа – А4.
  • Самоанализ должен заверяться подписью руководителя и печатью образовательного учреждения - на титульном листе либо последней странице самоанализа (Протокол заседания Аттестационной комиссии Министерства образования Республики Карелия №8 от 26.10.2011 г). В случае несогласия с представленным в самоанализе содержанием руководитель ОО может направить в Аттестационную комиссию Особое аргументированное мнение.
  • Не требуется заверять каждую страницу самоанализа и каждое приложение, достаточно одной подписи и печати на весь документ.
  • В самоанализе представляются результаты за отчетный период, но не более 5 лет.
  • Самоанализ составляется в соответствии с группой должностей, согласно утвержденным ПОКАЗАТЕЛЯМ, разработанными в соответствии с п.35, 36 Порядка.
  • Содержание самоанализа структурируется в соответствии перечнем Показателей, нумерация разделов совпадет.
  • Педагог вправе самостоятельно выбрать вариант оформления самоанализа – текстовый или табличный. В любом варианте самоанализ должен быть удобен для чтения и работы экспертов. Использование табличного варианта представления самоанализа также требует подробного и четкого описания каждого пункта.
  • Необходимо соблюдать последовательность пунктов таблицы Показателей. Если деятельность по какому-либо показателю за отчетный период не велась или в принципе не предусмотрена, то номер и название показателя в любом случае указывается в самоанализе с объяснением причин его отсутствия.
  • Приложениями к самоанализу являются копии документов, подтверждающих выполнение показателей (требований п.35, п.36 Порядка). Приложения могут быть представлены в электронном виде (электронный носитель необходимо надежно закрепить и сопроводить аннотацией в бумажном виде: Перечень приложений и документов на электронном носителе). Не нужно дублировать документы в бумажном и электронном виде.
  • Приложения можно представить сразу после каждого раздела самоанализа, либо  отдельно сформированным портфолио в соответствии с пунктами таблицы Показателей.
  • Если информация по показателю уже имеется в открытом доступе на сайте ОО или личном сайте заявителя, сайте муниципального образования или организации-партнера, то достаточно предоставить только ссылку на данный материал (в данном случае желательно приложить самоанализ в электронном виде в формате Word с указанием всех ссылок).

Образец оформления самоанализа (на примере должности "Воспитатель")