18.02.20 Дошкольное образование: ценностные ориентиры и современные практики
Категория: Новости ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»
10-13 февраля 2020 г. в Москве проходил Всероссийский методический семинар «Дошкольное образование: ценностные ориентиры и современные практики». Организатор семинара – Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», редакция «Бином детства».
Это название отнюдь не случайно. Как утверждают сами сотрудники издательства, если переводить это слово буквально, БИНОМ – это два слова вместе, две неразрывные части одного целого. Если продолжать дальше – два смысла, слитых воедино, формула из двух частей. Ну а если совсем кратко, то БИНОМ – это ВМЕСТЕ.
На семинар съехались представители 64 регионов России, более 80 человек. Целевая аудитория мероприятия охватывала разные категории педагогических работников дошкольного образования: заведующие кафедрами дошкольного образования, ведущие методисты по дошкольному образованию институтов развития образования и муниципальных методических центров, руководители методических объединений, ассоциаций педагогов дошкольного образования регионов РФ.
С приветственным видеообращением к участникам выступила Л.Г. Петерсон, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель НОУ ДПО "Институт системно-деятельностной педагогики", лауреат премии Президента РФ в области образования, научный руководитель и автор УМК по непрерывному курсу математики «Учусь учиться» для дошкольников, начальной и основной школы.
Открывала работу семинара О.А. Скоролупова, советник генерального директора издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», вице-президент Института мобильных образовательных систем, вице-президент ассоциации Фребель-педагогов, федеральный эксперт, член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы, Почетный работник общего образования РФ. Она познакомила собравшихся с основными направлениями государственной политики в сфере образования и напомнила о нормативных правовых основах, регулирующих деятельность современного дошкольного образования.
В программе семинара состоялось рассмотрение следующих вопросов:
- стратегические аспекты развития дошкольного образования;
- актуальные тенденции в педагогике, детской психологии, новейшие технологии в методике дошкольного воспитания, обучения и развития;
- раскрытие подходов к проектированию развивающей предметно-пространственной среды;
- формирование позитивной социализации ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и темпов развития;
- взаимодействие педагогов, детей и их родителей;
- дидактика, технологии и методики реализации комплексных и парциальных образовательных программ нового поколения, соответствующих ФГОС ДО;
- преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Многие из перечисленных вопросов раскрывали участникам семинара ведущие ученые России, авторы методических пособий и соавторы программ дошкольного образования, которые хорошо известны профессиональному педагогическому сообществу:
Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования;
Оксана Семеновна Ушакова, доктор педагогических наук, профессор, руководитель научного направления Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, автор программы речевого развития детей дошкольного возраста;
Ирина Александровна Лыкова, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института изучения семьи, детства и воспитания РАО, ведущий научный сотрудник Института художественного образования и культурологии РАО, автор парциальных программ, методических пособий, книг и художественных альбомов для детей;
Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем ИРО (г. Орел), автор парциальных программ;
Валентина Волевна Онишина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры комплексной безопасности и физической культуры АСОУ, практический психолог, травматерапевт, автор методической литературы по вопросам здоровьесбережения дошкольников;
Елена Ивановна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, автор учебников и учебных пособий по русскому языку и литературному чтению для начальной школы, развивающих пособий для дошкольников;
Елена Евгеньевна Кочемасова, педагог-практик, Почетный работник общего образования РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, автор программы математического развития дошкольников «Игралочка»;
Татьяна Андреевна Филиппова, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, автор учебников и учебно-методических пособий по математике начального общего образования и тетрадей по предшкольной математической подготовке (комплект «Ступеньки детства»).
Раскрывая конкретные вопросы организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении, выступающие приводили свои аргументы, используя авторские парциальные программы, серии развивающих пособий для детей, универсальные (надпрограммные) пособия для реализации ФГОС дошкольного образования, диагностические материалы, раздаточные и наглядные материалы, игровые пособия, а также методические пособия для педагогов по всем направлениям развития детей.
Примеры:
«Очень занятая мама. Юлия Данилова — о работе над книгами»,
«К школе готов! Как успеть за год научить ребенка всему? Проект 365 шагов к школе»,
«Чем занять ребенка осенью? Книги от осенней хандры!».
Информацию подготовила Елена Дмитриевна Макарова, ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»