18.04.18 Лучшей инклюзивной практикой в номинации «Лучшая инклюзивная практика в области среднего и общего образования» была признана «Средняя школа №14» города Петрозаводска (Республика Карелия)

Категория: Новости ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

Завершился Фестиваль лучших инклюзивных практик в Москве. Лучшей инклюзивной практикой в номинации «Лучшая инклюзивная практика в области среднего и общего образования» была признана «Средняя школа №14» города Петрозаводска (Республика Карелия)

Торжественное награждение победителей Фестиваля инклюзивных практик – конкурса, который проводится для выявления и распространения лучших практик и технологий в области инклюзивного образования, состоялось в Москве в конференц-зале «Космос» 18 апреля 2018 года. Фестиваль проходил в рамках проекта «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне» при поддержке Европейского Союза, а организовали его Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» и Ассоциация инклюзивных школ.

 Фестиваль инклюзивных практик проводится уже второй раз, в нем участвуют 16 регионов России. Об интересе к нему свидетельствует такой факт, что в прошлом году 80 общеобразовательных школ подали заявки на участие, а в этом году было получено уже более 120 заявок от образовательных учреждений. Лучшие педагоги школ, где успешно реализуются программы инклюзии, приехали представлять свои практики в Москву.

Главным критерием отбора послужила возможность транслировать их, передавать опыт коллегам из других регионов. По итогам фестиваля планируется издание брошюры, в которой будут собраны самые интересные практики. Любой учитель сможет познакомиться с копилкой этого ценного опыта и присоединиться к профессиональному сообществу педагогов, работающих в инклюзии.

«Нет готового рецепта для инклюзии, каждый раз мы экспериментируем, пробуем, подбираем и разрабатываем программу для каждого ребенка с инвалидностью, исходя из его особенностей», – так говорили многие участники. Это непростая задача – найти индивидуальный подход для конкретного ученика с инвалидностью, поскольку то, что получилось с одним ребенком, не годится для другого. Педагоги используют самые разные наработки – дидактические игры, занятия адаптивной физкультурой с учетом особенностей здоровья детей, волонтерские программы.

«Успешным итогом фестиваля можно назвать динамику развития инклюзивного образования, – считает член жюри фестиваля, руководитель Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы Любовь Олтаржевская. Еще недавно мы знали, что инклюзивное образование вошло в законодательные акты и что дети с инвалидностью получили право на учебу в общеобразовательных школах, но как это осуществить в конкретной школе? Сегодня мы уже наблюдаем обмен эффективными практиками, и это только начало. У педагогов должна быть избыточность набора методик, широкий выбор ресурсов, позволяющих составить образовательный маршрут для каждого ребенка».

В этом году партнером РООИ «Перспектива» выступила Ассоциация инклюзивных школ России. Ее представители оказали экспертную поддержку, помогли определиться с лучшими конкурсантами на этапе отбора. Эксперт Ассоциации Ольга Егупова считает фестиваль важным инструментом для привлечения новых участников – только так инклюзивное образование в стране будет набирать обороты.

«Закон об образовании позволяет педагогам быть самостоятельными в выборе методов работы, которые они считают правильными, главное — соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, – говорит она. –   Их опыт уникален: с одной стороны, он складывается из множества уже существующих технологий, испытанных мировым педагогическим сообществом, и с другой – «выкраивается» очень индивидуально для каждого ребенка».

Жюри определило победителей фестиваля в четырех номинациях. Лучшей инклюзивной практикой в номинации «Лучшая инклюзивная практика в области среднего и общего образования» была признана «Средняя школа №14» города Петрозаводска (Республика Карелия) в номинации «Лучшая инклюзивный практика в области начального образования» победила практика «Средней общеобразовательной школы №88 с углублённым изучением отдельных предметов» города Воронеж, в номинации «Лучшая практика в дошкольном образовании» была признана работа МБДОУ «Детский сад № 268 комбинированного вида» города Красноярска, Победа в номинации «Лучшая инклюзивная практика в области дополнительного образования» досталась МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района» города Улан-Удэ (Республика Бурятия).

«В межрегиональный российский проект «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне» школа попала еще в 2016 году, когда руководитель проекта «Петрозаводск-город равных возможностей» Галина Федоровна Григорьева предложила нашей школе пройти общественную экспертизу на инклюзивность и понимание педагогами детей с инвалидностью, а также провести в начальной школе «Уроки доброты», - рассказала победитель Фестиваля-2018 года Светлана Александровна Пахомова, директор средней общеобразовательной школы №14 г.Петрозаводск. В 2017 году школа стала участником Фестиваля лучших инклюзивных практик в Карелии, где заняла 2-е место, лучшей инклюзивной школой тогда стала Заозерская средняя школа Прионежского района, ныне член Ассоциации инклюзивных школ России. Это нас по-настоящему вдохновило! Сейчас мы дружим с Заозерской школой, которая является партнером проекта «Солнечный круг» - сетевой проект создания современной системы школьного инклюзивного образования на местном уровне. Главным достижением считаю, что коллектив совместно с родителями начал осуществлять переход от коррекционных классов к инклюзивной организации образовательной деятельности - без сегрегации детей с ОВЗ и инвалидностью в обучении и творчестве.

Мы включаем всех обучающихся, кто хочет выступить на сцене в совместное творчество, подготовку и участие в «Необыкновенном концерте», реализуем проект развития адаптивной физкультуры «Спорт для всех!», сами спроектировали, прошли экспертизу и начали реализацию программы повышения квалификации «Проектное управления в системе инклюзивного образования» (108 часов). Начинали мы, как и все, с большими сложностями переходного периода: со стороны почти половины педагогов и родителей проявлялась настороженность по отношению к инклюзии, то теперь, по итогам опроса, подавляющее большинство считают, что «Дети должны учиться вместе!».

«Перспектива» Денис Роза. Помню, как в 2005 году мы присоединились к тогда еще небольшому движению инклюзии, которое начинало развиваться в Москве. Теперь оно выросло и стало огромным, всероссийским, и это показывает успехи не только нашей работы, но и наших замечательных коллег и партнеров – педагогов, чиновников образования в разных регионах, работников Министерства образования. Очень важно, что не одни мы продвигаем идею инклюзии. Те, кто приехал на фестиваль – это настоящие энтузиасты, показывающие прекрасный пример другим».

Участников Фестиваля приветствовал глава политического отдела Представительства Европейского Союза в России Мирко Круппа. Господин Круппа поздравил лауреатов и победителей Фестиваля. В своей речи господин Круппа отметил, важность инклюзии и рассказал, почему Европейский Союз поддерживает реализацию социальных проектов в России.

«Мы много лет тесно сотрудничаем с «Перспективой», и это очень плодотворное сотрудничество, – заявил Глава политического отдела Представительства ЕC Мирко Круппа. – Отрадно то, что в этом году ее партнером стала Ассоциация инклюзивных школ. Очень важно, что вы все работаете в одном направлении, в одной лодке. Создать инклюзивное общество — задача всех стран мира. Каждый человек на земле должен иметь право на счастье и на выбор своего пути в жизни. Да, есть препятствия и ограничения, но позитивная мотивация, энтузиазм могут преодолеть много проблем. Вы показываете пример такого энтузиазма. Европейский Союз стремится работать с Россией и продолжит поддерживать проекты, направленные на продвижение инклюзивных практик».

В заключении церемонии награждения перед участниками фестиваля выступили ребята с инвалидностью – они исполнили эксцентричный танец, песню на жестовом языке. Настоящий восторг и овации вызвал 11-летний талантливый музыкант Даниил Шипунов с синдромом Дауна – воспитанник Колледжа малого бизнеса №4. Он сыграл на фортепиано сложнейшие произведения мировой классики. Инклюзивное образование способно творить чудеса!

Завершающим днем Фестиваля стал четверг, 19 апреля. Все участники Фестиваля приняли участие в кластере «Инклюзивное образование» Московского Международного Салона Образования на ВДНХ. 4 победителя представили свои разработки коллегам и посетителям выставки, одного из крупнейших событий для специалистов в области образования. Иностранные эксперты из Латвии и Финляндии, которые накануне были в составе жюри Фестиваля, также приветствовали участников ММСО и поделились своими впечатлениями, высоко оценив уровень представленных работ.

РООИ «Перспектива» выразила благодарность за поддержку Фестиваля: Представительству Европейского Союза в Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Ассоциации инклюзивных школ России и лично Президенту Баталову Антону Сергеевичу, а также компании Matrix (ЗАО Л’Ореаль) за предоставленные подарки для участников Фестиваля.