26.05.21 Итоги работы исследовательских площадок республиканского проекта «Интерактивный Наукоград – профессиональное сообщество педагогов-исследователей Карелии»

Категория: Новости ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

Подходит к концу учебный год – время подведения итогов и анализ результатов работы. В конце мая 2021 года в ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» на республиканском методическом семинаре были подведены итоги деятельности проекта «Интерактивный Наукоград – профессиональное сообщество педагогов-исследователей Карелии».

Напомним, что проект был организован для педагогов различных образовательных организаций Республики Карелия в августе 2020 года (подробнее: https://kiro-karelia.ru/activity/konkurs/proekt-interaktivnyj-naukograd).  Его цель – поддержка и сопровождение педагога-исследователя в его профессиональном саморазвитии. Мы предложили педагогам образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования выбрать тематику педагогического исследования по одному из десятка предложенных направлений и найти команду единомышленников для его дальнейшей реализации.

В течение учебного года педагоги-исследователи имели возможность реализовывать свои проекты и делится первыми успехами на различных образовательных площадках – Фрадковские чтения, «Учитель – Учителю», Математический форум, научно-практические конференции и др. (подробнее: https://kiro-karelia.ru/institute/news/nov10-12-20med).

На итоговом семинаре исследовательские команды представляли результаты деятельности, делились впечатлениями об участии в образовательном проекте и демонстрировали сформированные профессиональные умения организации, процесса исследования и анализа итогов работы исследовательских площадок.

Интересно отметить, что многие участники проекта, представлявшие свои исследовательские площадки, рассказали об интересных педагогических эффектах, которые появлялись в процессе работы по реализации темы исследований.

Педагоги Муезерского Дома творчества (тема проекта: «Разновозрастное обучение в учреждении дополнительного образования в сельской местности»), работая с детьми разного возраста в таких направлениях как техническое творчество, художественная деревообработка, робототехника, поделились своими педагогическими эффектами в ходе реализации темы исследования. Ребята, посещающие Дом творчества, в практической деятельности на занятиях студий и кружков, убеждаются в необходимости использования школьных знаний, учебных умений для создания творческих работ. Участники исследовательской площадки смогли задать такие педагогические условия деятельности детей, которые объективно демонстрируют тесную связь урочной и внеурочной деятельности, органичное сочетание общего и дополнительного образования.

Кроме того, условия сельской местности и небольшой по составу контингент воспитанников – эти условия диктуют педагогам использование такой формы организации детей на занятиях, как коллективный способ обучения в условиях разновозрастной группы. Данный способ позволяет ребятам самостоятельно распределять обязанности между участниками творческого процесса, ставя во главу угла не столько возраст, сколько уровень развития технических способностей, общий кругозор, умелость и находчивость при создании общего продукта деятельности.

Педагоги отметили еще один интересный момент – эффект взаимообучения. В ходе общей работы дети помогают друг другу, показывают способы действий, дают советы, поддерживают друг друга.

Команда педагогов-исследователей дошкольного образования г. Петрозаводска представляла тему «Создание этнокультурной образовательной среды ДОУ в интерактивных форматах взаимодействия взрослых и детей». Представители площадки показали различные интерактивные форматы и ресурсы, которые им удалось создать и реализовать в течение учебного года.

Участники данной площадки сделали акцент на современные интерактивные подходы к организации взаимодействия всех участников образовательных отношений в процессе проектирования этнокультурной образовательной среды, перехода к сотрудничеству и далее – к сотворчеству детей, педагогов и родителей в процессе приобщения дошкольников к истории и культуре своей малой родины.

Педагоги из Кондопожского района (тема исследования: «Игровая деятельность как средство формирования познавательного интереса к родному краю у воспитанников старшего дошкольного возраста») привлекли к реализации некоторых образовательных мероприятий учащихся начальной школы. Представители данной исследовательской площадки включают младших школьников в организацию игровых мероприятий для себя и для детей старшего дошкольного возраста; привлекают учеников к составлению и проведению интересных и познавательных (с точки зрения краеведческого содержания) игровых мероприятий: дидактические игры, образовательные квесты и др.

Такое расширение возрастного состава работы площадки позволило усилить познавательную мотивацию, интерес и желание дальше заниматься краеведением как у дошкольников, так и у младших школьников. Кроме того, учащиеся начальных классов испытывали гордость за свой социальный статус, за возможность «помочь малышам детского сада» узнавать новые факты и находить новые сложные способы решения познавательных задач. Дошкольники, которые с уважением смотрели на своих старших товарищей, в совместных игровых и реальных практических ситуациях могли еще раз убедиться, что школа поможет им открывать новые горизонты, узнавать новое, формировать новые сложные учебные умения и навыки. Педагоги ДОУ с уверенностью отмечают повышение познавательной мотивации и усиление желания дошкольников поскорее отправиться в школу!

Подводя итоги работы, многие педагогические команды высказали желание продолжать исследовательскую деятельность, разрабатывать новые темы и направления своих исследований.  Можно с уверенностью констатировать, что проект «Интерактивный Наукоград…» достиг поставленной цели становления профессиональной позиции педагога–исследователя.

Желаем участникам проекта дальнейших научных и творческих побед!

В добрый путь!

 Информацию подготовила Макарова Е.Д., ГАУ ДПО РК «КИРО»