14.03.23 Учителя географии Республики Карелия представили практический опыт формирования различных видов функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Категория: Новости ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

Учителя географии Республики Карелия представили практический опыт формирования различных видов функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности по географии

9 марта 2023 года учителя географии из 11 муниципальных районов и городских округов Республики Карелия обсудили вопросы по формированию различных видов функциональной грамотности на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Открывая семинар, Е.Г. Шумилова - региональный координатор по функциональной грамотности, проректор, к.п.н. - указала на резкое снижение в текущем году доли образовательных организаций и педагогов Республики Карелия, работающих с федеральным банком заданий по оцениванию функциональной грамотности, а также на низкие и средние результаты стартовой диагностики в Российской Федерации по математической, естественно-научной и  читательской грамотности. В связи с этим необходимо усилить работу в школах по направлению формирования и оценивания разных видов функциональной грамотности, в том числе через предметное содержание обучения. 

О том, как организовать образовательную деятельность по формированию функциональной грамотности обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, рассказала Л.И. Черемисина, старший методист отдела воспитания, поддержки семьи и детства. Её выступление было очень полезно для педагогов.

И.В. Авдеева, методист отдела развития общего образования, дополнила предыдущее выступление методическими рекомендациями по формированию финансовой грамотности на уроках географии в 7 классе.

Об опыте формирования этого и других видов функциональной грамотности рассказали учителя географии Н.С. Стасилович (МОУ «Средняя школа №2» г. Петрозаводска) и Е.В. Яляева (МКОУ «Медвежьегорская средняя школа им. А.Фанягина»), продемонстрировав примеры заданий и оценив результаты, которые получаются при их применении.

Н.Ю. Шаталова, учитель географии МОУ «Средняя школа №33» г. Петрозаводска, представила опыт проведения оценки функциональной грамотности на уроке по теме «Природопользование» в 9 классе с помощью соответствующего задания, взятого из банка на сайте https://fg.resh.edu.ru/ .

С.В. Кузнецова и З.В. Девятерикова, учителя географии и химии из МОУ «Средняя школа №14» города Петрозаводска, представили интегрированный урок «Химическая промышленность России. Минеральные удобрения» (9 класс) с элементами формирования функциональной грамотности. Данная разработка урока стала победителем на заключительном этапе Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Учителя показали, как на различных этапах данного урока с помощью специально подобранных заданий можно развивать математическую, естественно-научную и читательскую виды грамотности.

Ю.Ю. Куликова, учитель географии ГБОУ РК «Школа-интернат № 21», г.Петрозаводск, рассказала о том, как с помощью контекстных заданий по географии можно развивать функциональную грамотность у обучающихся с ОВЗ.

В ходе обсуждения педагоги обратили внимание на то, что использование готовых заданий из электронных банков для формирования функциональной грамотности на уроках вызывает затруднение, так как ограничения по времени не позволяют использовать многие задания целиком. Учителям приходится самостоятельно видоизменять готовые задания. Это вызывает другое затруднение – как оценивать такие задания? Проблема оценивания уровня сформированности функциональной грамотности не в ходе диагностики, а именно в процессе обучения на уроке, требует специального рассмотрения.

Обсуждение возникших вопросов будет продолжено с учителями на других семинарах по формированию функциональной грамотности.

Ссылка на видео семинара: https://youtu.be/XcsiwjDxQV8

DSC_7161.JPG

DSC_7146.JPG

DSC_7156.JPG