11.09.18 В Карельском институте развития образования состоялся республиканский методический семинар по теме: «Актуальные вопросы логопедической теории и практики»

Категория: Новости отдела коррекционной педагогики и специальной психологии

10 сентября 2018 года в Карельском институте развития образования состоялся республиканский методический семинар по теме: «Актуальные вопросы логопедической теории и практики». Мария Григорьевна Храковская, кандидат психологических наук, логопед-реабилитолог из института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой Российской академии наук (Санкт-Петербург) обсудила с учителями-дефектологами и логопедами актуальные вопросы логопедической теории и практики.

В ходе семинара были продемонстрированы видеозапись лекции профессора Т. В. Черниговской о значительном вкладе Н. Н. Трауготт в теорию и практику дефектологии с 8 Всероссийской научно-практической конференции «Центральные механизмы речи». Н. Н. Трауготт впервые изучила работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии. С помощью условно-рефлекторной методики ей удалось выявить своеобразную неполноценность слуховой функции у детей с сенсорной алалией, т. е. у детей, у которых при наличии слуха понимание и собственная речь отсутствуют. Наряду с изучением механизмов алалии, что имеет важное теоретическое значение, Н. Н. Трауготт уделяла внимание вопросам организации и методики практической речевой работы с такими детьми. Отличительной чертой ученого было стремление соединить академическую науку, теорию с живой практической работой. С конца 60-х годов она проводит разборы детей с речевой патологией в поликлинике № 19 г. Ленинграда. Многое из научного наследия Н. Н. Трауготт еще ждет применения в теории и практике дефектологии.

Особое внимание Мария Григорьевна уделила трудам Веры Константиновны Орфинской. Впервые в истории логопедии В. К. Орфинской было проведено сравнительное лингвистическое исследование таких сложных речевых расстройств, как афазия и алалия. В разработанной ею лингвистической классификации представлены не только ведущие расстройства, но и характер неполноценности языковых систем, их соотношение с гностико-практическими расстройствами, подробно описаны симптомы языковых расстройств, проявления нарушений фонематической, морфологической, синтаксической систем языка.

Мария Григорьевна рассказала о современных направлениях в нейрореабилитации пациентов с речевыми нарушениями. Живой интерес слушателей вызвал разбор конкретного случая из практики с анализом особенностей логопедической работы при комплексном нарушении речи и зрительного восприятия. По окончанию семинара состоялась презентация монографии М.Г. Хратковской «Афазия. Агнозия. Апраксия. Методики восстановления»

Всего в семинаре приняли участие 58 педагогов из разных муниципальных районов Республики Карелия и Петрозаводского городского округа.