20.10.17 Итоги образовательного семинара для учителей карельского языка "Организация внеурочной деятельности на карельском языке"

Категория: Новости Центра этнокультурного образования

Итоги образовательного семинара для учителей карельского языка "Организация внеурочной деятельности на карельском языке"

18 октября 2017 года на базе МКОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа" Олонецкого национального муниципального района состоялось заседание Координационного совета по осуществлению государственной поддержки изучения карельского, вепсского и финского языков в образовательных учреждениях Республики Карелия, а также был проведен образовательный семинар для учителей карельского языка "Организация внеурочной деятельности на карельском языке".

В работе семинара приняли участие представители образовательных организаций Республики Карелия, в которых проводится обучение карельскому языку, а также СМИ на национальных языках. Среди участников были учителя собственно карельского наречия карельского языка из Калевальского и Медвежьегорского муниципальных районов, учителя ливвиковского наречия карельского языка из Олонецкого и Пряжинского национальных муниципальных районов, Петрозаводского городского округа, Суоярвского муниципального района, преподаватели карельского языка ПетрГУ, педагоги, работающие в системе дополнительного образования детей г. Олонца и г. Петрозаводска. Всего в семинаре приняли участие около 40 представителей региональной системы этнокультурного образования.

Семинар проводился в соответствии с Планом совместных действий Министерства образования Республики Карелия, ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" и Карельского просветительского общества ”Karjalan Sivistysseura ry” Финляндии по поддержке изучения карельского языка в образовательных организациях Республики Карелия. Организаторами семинара выступили Министерство образования Республики Карелия, ГАУ ДПО РК КИРО и МКОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа".

Цель мероприятия состояла в обсуждении результатов Республиканского мониторинга изучения карельского, вепсского и финского языков в образовательных организациях Республики Карелия в 2017-2018 учебном году и выработке стратегии по усовершенствованию процесса обучения карельскому языку в системе общего образования региона. Также в рамках мероприятия был представлен опыт организации внеурочной деятельности по карельскому языку общеобразовательных школ Олонецкого национального муниципального района и Петрозаводского городского округа.

С приветственным словом к участникам семинара и членам Координационного совета по осуществлению государственной поддержки изучения карельского, вепсского и финского языков в образовательных учреждениях Республики Карелия обратилась Наталья Владимировна Васильева, главный специалист отдела общего образования Министерства образования Республики Карелия. 

О формировании мотивации к изучению карельского языка через развитие внеурочной деятельности по предмету "Родной (карельский) язык" в МКОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа" рассказала в своем выступлении директор школы Чупукова Марина Николаевна.

Учитель карельского языка МКОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа" Ольга Ивановна Никитина наглядно продемонстрировала методы и приемы, которые она использует в обучении ливвиковскому наречию карельского языка на внеурочных занятиях с обучающимися начальной и основной школы. Ученики Ольги Ивановны прочитали перед собравшимися несколько поэтических произведений на карельском языке, показав прекрасное владение родным словом и передав посредством эмоций свою искреннюю любовь к родной речи.

Модель реализации региональной составляющей во внеурочной деятельности описала в своем выступлении директор МКОУ "Туксинская средняя общеобразовательная школа" Павлова Ирина Владимировна.

О повышении мотивации к изучению карельского языка через участие в проектной деятельности рассказала Игнатькова Татьяна Владимировна, учитель карельского языка МОУ "Финно-угорская школа" Петрозаводского ГО. Проект "Слушаем на карельском", реализованный школой совместно с Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия, может служить примером сетевого взаимодействия, расширяющего возможности образовательной организации в плане приобретения обучающимися опыта самостоятельного общественного действия, что является одной из ведущих целей организации и проведения внеурочной деятельности.

Презентацию дополнительной образовательной программы "Наш край" провела Кудельникова Мария Александровна, руководитель Автономной некоммерческой организации Этнокультурный центр "Линду" МБОУ ДО "Центр дополнительного образования" г. Олонец.

Проректор ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" Богданова Елена Геннадьевна представила в своем выступлении результаты Республиканского мониторинга изучения карельского языка в образовательных организациях Республики Карелия, свидетельствующие о возрастании доли внеурочной деятельности в обучении карельскому языку в школах региона и необходимости более четкого определения содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ.

Во второй части семинара учителя карельского языка приняли участие в интерактивных этнообразовательных программах Национального ансамбля песни и танца Карелии "Кантеле" "Танцуем с Кантеле" и "Осень, в гости просим", которые наглядно продемонстрировали возможности включения в образовательный процесс различных форм культурно-досуговой деятельности, объединения процессов обучения языку и культуре с целью повышения интереса обучающихся к знакомству с традициями родного края.

Все участники семинара приняли участие в работе круглого стола "Внеурочная деятельность на карельском языке: проблема выбора формы и содержания", на котором были представлены результаты Интернет-опроса по проблемам организации обучения карельскому языку, реализуемого вне рамок школьного расписания уроков. Учителя карельского языка предложили свои варианты ответов на вопросы, касающиеся роли педагога во внеурочной деятельности по карельскому языку, разработки необходимых учебных материалов, времени и места проведения занятий, использования дистанционных технологий в процессе обучения и т.д.

Член Координационного совета по осуществлению государственной поддержки изучения карельского, вепсского и финского языков в образовательных учреждениях Республики Карелия Светлана Петровна Пасюкова поблагодарила участников семинара за те усилия, которые они вкладывают в дело сохранения карельского языка в системе образования Республики Карелия, и призвала учителей и руководителей образовательных организаций творчески развивать все возможные формы обучения родным языкам, определяемые современными образовательными стандартами, в т.ч. урок и внеурочную деятельность.

Материалы семинара будут проанализированы, обобщены и представлены в журнале "Педагогический вестник Карелии" в декабре 2017 года. Дополнительной площадкой для обсуждения выявленных проблем станет научно-практическая конференция "Экология прибалтийско-финских языков и культур: роль образования в сохранении культурной и лингвистической идентичности народов", которая состоится 1 декабря 2017 года на базе ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования".

Учителя карельского языка также имеют возможность представить свой опыт по разработке программ внеурочной деятельности в рамках Республиканского конкурса на лучшие учебно-методические материалы 2017 года и пройти повышение квалификации в ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" по программе "Внеурочная деятельность по карельскому, вепсскому и финскому языкам в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов" в ноябре 2017 года.

Министерство образования Республики Карелия, ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" и все участники семинара выражают искреннюю благодарность руководителям, учителям и обучающимся МКОУ "Коткозерская средняя общеобразовательная школа" за прекрасную организацию мероприятия и теплый прием.

Слова признательности организаторы семинара адресовали также Карельскому просветительскому обществу ”Karjalan Sivistysseura ry” за помощь, оказанную в процессе подготовки и проведения образовательного события, имеющего важное значение для дальнейшего развития системы обучения карельскому языку.