29.07.24 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ
Категория: Новости ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»
С введением обновлённого федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), а также сопровождающих его документов – федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО) и федеральных рабочих программ (2023 г.) (далее – ФРП) в первом школьном звене образования начался инновационный образовательный процесс. Работа образовательных организаций в новом формате даёт возможность обсудить первые результаты деятельности начальной школы по совершенствованию реализации ФГОС НОО. Сегодня деятельность первого звена строится на особом внимании к реализации следующих требований.
Обеспечение взаимодействия и взаимосвязи в достижении личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов обучения
Очень важно, чтобы учитель понимал, что изучение учебных предметов не является приоритетной целью начального общего образования, а выступает фундаментом, основой, базисом для развития обучающегося и становления его личности. Взаимодействие предметных, метапредметных и личностных результатов обучения может быть представлено в виде пирамиды достижений младшего школьника. Её фундаментом являются результаты изучения учебных предметов (курсов, модулей), центром пирамиды является сформированность определённой совокупности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают успешность учебно- познавательной деятельности, а также становление способности индивида решать повседневные жизненные задачи. Личностные достижения представляют вершину пирамиды успешности обучающегося и включают совокупность новообразований. Эти возрастные достижения младшего школьника отражают:
- во-первых, качества субъекта образовательных отношений (уровень познавательной мотивации, учебной самостоятельности, инициативности, рефлективности);
- во-вторых, качество социализации младшего школьника, соответствие его поведения установленным в обществе законам и правилам;
- в-третьих, сформированность на пропедевтическом уровне гражданско- патриотических чувств и духовно-нравственных ценностей (гордость за величие своей страны, героические страницы её истории; интерес к культуре народов, входящих в Российскую Федерацию; потребность проявлять гуманизм, добрые чувства; желание участвовать в созидательной бескорыстной деятельности).
Учёт вклада каждого учебного предмета (курса, модуля) в реализацию требований стандарта к метапредметным и личностным результатам обучения
Это предполагает проведение ряда организационных педагогических мероприятий, которые отражают инновационные процессы в начальной дидактике:
- Сегодня очень важна убеждённость учителя в том, что образовательный процесс будет максимально эффективным при его построении в рамках учебной деятельности. Известно, что одной из главных идей ФГОС НОО в соответствии с теорией развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) является построение процесса обучения в рамках ведущей деятельности младшего школьника – учебной деятельности. Это предполагает формирование у обучающегося таких учебных действий, как: ориентировка на мотив деятельности, принятие учебной задачи, владение обобщёнными способами действий, их контроль и оценка, способность находить ошибки и устанавливать их причины.
- Современным педагогом недооценивается роль учебно-познавательного мотива деятельности обучающегося. Часто мотив навязывается учителем и поэтому не влияет положительно на качество и результативность учебной работы школьника. Учебно-познавательный мотив определяется как особый психологический феномен, который отражает личностно значимое отношение индивида к учебно-познавательной деятельности и характеризует его стремление к познанию, саморазвитию, проявлению инициативности и настойчивости. Учебно-познавательный мотив выражает: внешнюю потребность индивида («нужно», «интересно»), внутреннюю потребность растущей личности («хочу», «полезно», «нравится») и её самооценку («могу», «постараюсь», «у меня получится»). Готовясь к уроку, учитель продумывает способ предъявления мотива. Например, ставит проблему, решение которой требует новых знаний и умений; создаёт ситуацию занимательности, пробуждая удивление и любознательность; предлагает альтернативные решения и т. д.
- Развивающее обучение должно строиться не на формальном запоминании и использовании обучающимся готового образца, а на его конструировании в процессе совместно-распределительной деятельности с учителем. Это означает, что образец (правило, закон, алгоритм, модель) предлагается не как очевидное явление для его безоговорочного принятия, а используется для сравнения с тем образцом, который дети смоделировали все вместе в коллективной деятельности под руководством учителя. Это положение, безусловно, не опровергает применение образца как первичного метода обучения, но возможности использования совместно-распределительной деятельности значительно выше для решения задач развития младшего школьника, чем ориентация на запоминание и использование готового образца.
- В рамках учебной деятельности можно предлагать различные её формы. Так, учебная деятельность может строиться как сенсорная, поисково- исследовательская, творческая. Все эти формы являются весьма актуальными для обеспечения интеллектуального развития младшего школьника. На их основе возникают новые типы уроков в начальной школе.
Сенсорная деятельность (сенсорный тип урока). Цель сенсорной деятельности – обогащение сенсорной культуры младшего школьника, овладение обучающимися сенсорными эталонами, сформированность у ученика способности к наблюдению; ознакомление с различными методами познания окружающего мира (сенсорный тип урока). Организация сенсорной деятельности сегодня является важнейшей задачей, потому что изменение информационной среды привело к тому, что ребёнок растет без реальных, живых, эмоциональных впечатлений о природе, предметах рукотворного мира, о произведениях искусства и, конечно, о взаимоотношениях людей. Поэтому внимание учителя к формированию культуры восприятия природного и социального мира и организация специальной сенсорной деятельности младшего школьника будет положительно влиять на развитие интеллекта ребёнка. Решение этой задачи в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО особенно важно потому, что до сих пор одной из проблем современного начального образования является репродуктивное обучение, приоритет готового образца как главного метода изучения предметов. С этой точки зрения, сенсорная деятельность обеспечивает формирование умения наблюдать, замечать изменения, предвидеть развитие объекта (явления, события) во времени и пространстве. Внимание к организации наблюдений, независимо от предметного их содержания, окажет существенное влияние на достижение метапредметных планируемых результатов. Наблюдение языковых явлений, работа с информацией, представленной в разных типах, стилях, жанрах текста (справочный, познавательный, математический, текст-инструкция и т. п.), моделирование математических объектов, опыты с объектами природы – всё это положительно повлияет и на результаты изучения учебного предмета.
Поисково-исследовательская деятельность (поисково-исследовательский тип урока). Значение использования этой формы организации учебной деятельности определяется содержанием тех учебных ролей, которые выполняют школьники. Это: «исследователь», «экспериментатор», «конструктор», «технолог», «оппонент», «критик», «редактор» и др. Поисково- исследовательская деятельность предполагает опору на интеллектуальные операции (анализ, обобщение, классификацию, сравнение и др.), развивает умения самостоятельно создавать последовательность учебных операций, работать с нестандартными задачами. Исследовательская деятельность предполагает использование специальных учебных задач (упражнений), которые учат детей работать с информацией, представленной графически (дополнять, исправлять, заполнять схемы, таблицы, модели), ставить гипотезы и предлагать их решение, участвовать в учебных диалогах (дискуссиях, диспутах), которые построены на соревновании участников, объединённых в пары, малые группы.
Творческая деятельность (творческий тип урока). Учебная деятельность может строиться как совокупность разнообразных творческих заданий. Они могут предполагать творческое решение поставленных задач в рамках коммуникативной деятельности («сочини», «опиши», «придумай») или театрализованных действий («разыграйте по ролям», «участвуем в подготовке спектакля», «подготавливаем концерт для родителей»), а также разнообразных художественных работ (выставка картин, подготовка костюмов и декораций к спектаклю, иллюстрация прочитанного художественного произведения и пр.). Любая роль, которая исполняется младшим школьником («импровизатор», «технолог», «актёр», «компилятор», «режиссёр», «художник», «декоратор») оказывает положительное влияние на развитие его творчества и повышение успешности обучения.
Контрольно-оценочная деятельность учителя
в отношении результатов учебной работы младшего школьника
Долгое время контроль и оценка оставались компонентом деятельности только учителя. Сам обучающийся не привлекался к контролю своей работы, к поиску ошибок и определению причин их возникновения. Как правило, он выполнял указания учителя (к примеру, проведи домашнюю работу, потренируйся писать это слово, напиши его 20 раз…). Вместе с тем такие приёмы не приводили к существенным изменениям: ребёнок всё равно продолжал допускать ту же самую ошибку. Задача формирования способности обучающегося к самоконтролю и самооценке в соответствии с ФГОС НОО является существенной частью регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника. Именно наличие и высокий уровень способности к саморегуляции является определяющим в совершенствовании качества учебной деятельности младшего школьника.
Обязательными методами развития самоконтроля являются следующие:
а) учитель не исправляет ошибку, а только фиксирует её место (например, подчеркивает слово, в котором допущена ошибка), а ученик сам исправляет ошибку;
б) работа над ошибками обязательно проводится всем классом. На такую деятельность детей нельзя жалеть учебного времени: самое главное, чтобы обучающиеся «увидели» место ошибки в тексте контрольной или проверочной работы, самостоятельно установили причину ошибки, подобрали несколько примеров применения слова в других речевых ситуациях;
в) необходимо систематически включать в структуру урока упражнения на контроль и самоконтроль (найдите ошибку в работе…; какие ошибки можно допустить в данном предложении…; как можно заменить это слово, чтобы избежать ошибки, если вы не уверены в его написании…).
Индивидуально-дифференцированное обучение
Современного младшего школьника нельзя сравнивать с его сверстником, который учился в школе, к примеру, в конце ХХ века. Объём информации, достижения современного общества в развитии науки, техники, образования значительно увеличили возможности всестороннего развития подрастающего поколения, но и одновременно создали определённые риски становления личности ребенка. Это актуализирует внимание к индивидуально- дифференцированному обучению.
Мониторинг, проведённый сотрудниками ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» (ФГБНУ «ИСРО»), убедительно показал, что в индивидуальной поддержке и помощи учителя нуждаются все обучающиеся независимо от группы успешности, в которой они находятся. Однако, как показывает практика, из зоны внимания учителя выпадают две группы обучающихся: «хорошисты» и «удовлетворительно успевающие». Это несёт достаточно большие риски: ситуативные трудности, которые возникают у этих детей, не анализируются и не предупреждаются, поэтому со временем становятся устойчивыми и часто приводят к переходу обучающегося в более низкую группу успешности, что часто и происходит в основной школе. Что особенно важно учитывать при организации индивидуально- дифференцированного подхода?
- Любой младший школьник должен быть успешным. Какие бы проблемы ни были у ребёнка, учитель должен ориентироваться на положительные его качества, умения, интересы. Оптимистическая гипотеза – основа и предпосылка позитивных изменений в ученике.
- Учитель должен понимать, что младшие школьники отличаются друг от друга не возможностью усвоить программу обучения, а темпом её усвоения. Как известно, современная программа имеет удовлетворительный уровень ЗУНов, то есть каждый ребёнок младшего школьного возраста по своим возможностям может её освоить. Но при этом необходимо учитывать темп обучаемости как индивидуальную характеристику обучающегося.
- Любой ребёнок, занимающийся учебной деятельностью, должен иметь право на ошибку и её самостоятельное исправление, а также иметь право на смелые, может быть, ошибочные, «блуждающие» мысли.
- Учитель должен строить процесс дифференциации обучения не как формальное увеличение нагрузки ученика, не простое заполнение его учебного времени, а как обеспечение формирования обобщённых способов действий, умений работать в нестандартных ситуациях, ориентировку на развитие эрудиции и общей познавательной культуры обучающегося. Необходимо отказаться от приоритета репродуктивных заданий, особенно по отношению к успешным обучающимся.
В 2024/2025 учебном году по обновлённому ФГОС НОО продолжают работу первые-вторые классы и начинают строить процесс обучения в соответствии с ФГОС НОО третьи классы. В связи с этим учителю необходимо обратить особое внимание на три проблемы:
- Формирование в единстве предметных и метапредметных планируемых результатов обучения младших школьников.
- Формирование функциональной грамотности обучающихся в начальной школе.
- Воспитывающий потенциал изучения учебных предметов.
Формирование в единстве предметных и метапредметных планируемых результатов обучения младших школьников
Важнейшей идеей обновлённого стандарта является особое внимание к взаимосвязи формирования предметных и метапредметных планируемых результатов. Успешность изучения учебного предмета благоприятно отражается на становлении универсальности учебных действий (УУД), а сформированное УУД начинает положительно влиять на освоение предметного содержания учебного курса. Учитывая эту взаимосвязь разных групп планируемых результатов, учитель конструирует специальные задания на формирование всех групп УУД (познавательных, коммуникативных, регулятивных) в качестве особого структурного компонента урока. Это требование относится к уроку по любому учебному предмету, потому что УУД формируются на разном предметном содержании.
Например, задания, целью которых является смысловое чтение как универсальное учебное действие, должны планироваться при изучении любого предмета. Традиционно эту задачу реализуют в массовой практике только на уроках литературного чтения. Это приводит к тому, что младшие школьники, обладая достаточно высоким уровнем осмысленного чтения художественных текстов, сталкиваются с серьёзными трудностями при анализе научных, информационных, справочных текстов. Ведь процесс понимания смысла, назначения, жанра, стиля текста зависит от знания его особенностей. Если обучающиеся не знают и не выделяют отличительные характеристики жанров, то и не могут их анализировать и оценивать. Если ученики не знакомы с особенностями разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение), то они закономерно испытывают сложности в проведении текстовой деятельности: не могут оценить описания, найти рассуждения, сформулировать выводы.
Учёт уровня читательской грамотности, навыков смыслового чтения младших школьников проявляется в последовательном, от класса к классу, усложнении изучаемых произведений: расширении тематики, разнообразии жанров, характеристики особенностей выразительных средств. Текстовая деятельность строится по следующим направлениям:
- анализ текста (принадлежность к жанру, выделение ключевых эпизодов, характеристика героя, оценка его поступков);
- характеристики описания (портрет, пейзаж, интерьер, бытовая сценка), повествования (сюжет, герои, их взаимоотношения), рассуждения (тема, обоснование, доказательства);
- оценка роли выразительных средств, создающих художественный образ произведения;
- сравнение разных текстов в соответствии с учебной задачей;
- установление авторской идеи при создании произведения.
Такой подход даёт возможность решать во взаимосвязи задачи совершенствования навыка смыслового чтения и восприятия художественного текста как произведения словесного искусства, что обеспечивает осознание обучающимися единства содержания и формы, освоение литературоведческих понятий и терминов, развитие устойчивого интереса к чтению.
Особое внимание при обсуждении вопроса о функциональной грамотности необходимо уделить формированию у младших школьников такого компонента познавательных универсальных учебных действий, как работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Педагоги начальной школы отмечают, что у сегодняшних младших школьников возникают серьёзные затруднения в работе с информацией на уроках математики. В программе по математике в 2009 году появился раздел «Математическая информация» (ранее – «Работа с информацией»). Так, школьник осваивает на математическом содержании работу с утверждениями, учится находить и представлять данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, решает логические задачи, выполняет информационные действия (составление формализованных описаний, организация процесса), знакомится с правилами поведения и приёмами использования доступных электронных средств обучения. Очевидно, что и работа с данными, и выполнение информационных действий, и составление утверждений только на этапе освоения действия может как-то зависеть от математического содержания (например, ученик ещё слабо различает периметр и площадь, а ему нужно составить несколько истинных утверждений об этих геометрических величинах). Если заглянем в программы по другим предметам, то увидим, что и на уроках окружающего мира, русского языка и литературного чтения школьники учатся представлять информацию в разной форме (таблица, текст, схема, рисунок и др.), составляют утверждения и т. д.
Например, для успешного решения задач младшему школьнику нужно уметь различать условие и вопрос. Этому во многом способствует наличие представлений о повествовательных и вопросительных предложениях. Работа с утверждениями и вопросами на уроках математики осуществляется на протяжении всех лет обучения. Для того чтобы проследить логику решения, проверить правильность своих действий, ученику нужно уметь поставить вопрос («Что я нахожу в первом, втором, третьем действии?», «Как я могу получить ответ на вопрос в первом, втором, третьем действии?») и записать ответ («Что я узнал?», «Соответствует ответ поставленному вопросу?»).
Также курс математики содержит метапредметное содержание, междисциплинарные темы и проблемы. Например, методы познания – наблюдение и сравнение, опыты и мини-эксперименты, измерения и вычисления могут быть предметом изучения на уроках русского языка и математики, литературного чтения и окружающего мира. К примеру, специальной структурной единицей урока русского языка может быть выполнение упражнений на сравнение звукового и буквенного состава слова; грамматических языковых единиц. На уроках литературного чтения дети работают с таблицами: переводят в текст-рассуждение признаки текста; или, анализируя текст, заполняют таблицу (схему). Метод измерения (времени, пространства, расстояния) широко используется в математике и окружающем мире.
Формирование у младших школьников функциональной грамотности
В обновлённом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования закреплена необходимость создания в каждой образовательной организации условий, обеспечивающих возможность для формирования функциональной грамотности младшего школьника. Однако изучение реальной практики внедрения стандарта показывает, что не всегда процесс формирования функциональной грамотности организован целесообразно. Часто учитель отрывает эту работу от основного образовательного процесса, и формирование основных компонентов превращается в решение частных практико-ориентированных жизненных заданий вне связи с содержанием изучаемого предмета.
Исходя из этого, напомним характеристику понятия «функциональная грамотность», которое дано в стандарте: функциональная грамотность обучающихся есть способность решать «учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности,.. составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию» (ФГОС НОО, пункт 34.2).
Таким образом, учитель должен понимать, что развитие функциональной грамотности не является процессом стихийным, случайным и хаотичным, а осуществляется на основе конкретных предметных и метапредметных способов деятельности. Основой для решения различного рода проблемных ситуаций являются предметные и метапредметные способы действия, а основным местом овладения этими способами является урок. При изучении каждой темы основных предметов учебного плана необходимо предусмотреть включение в урок заданий, в которых описаны ситуации, приближенные к реальным жизненным ситуациям, участником которых может быть современный младший школьник.
При отборе заданий учитель учитывает следующие требования:
а) задание строится на применении способов действий, которые на данном этапе обучения отрабатываются на конкретном предметном содержании;
б) в формулировке заданий не должно быть прямого указания на эти способы, основная цель младшего школьника – увидеть в предложенной проблемной ситуации предметную составляющую;
в) для выполнения заданий целесообразно использовать групповую и индивидуальную проектно-исследовательскую деятельность.
Функциональная грамотность состоит из разных компонентов. Педагог учитывает, что некоторые из них формируются средствами одного предмета, например математическая, языковая, естественно-научная грамотность, а ряд других, например коммуникативная, читательская, только усилиями всех предметов (такие компоненты называют интегративными). И от того, как учитель будет использовать вклад каждого предмета при формировании интегративных компонентов функциональной грамотности, во многом зависит успешность этого процесса.
Раскроем особенности формирования функциональной математической грамотности. В рамках учебного предмета «Математика» у младшего школьника формируются такие умения, приёмы и способы действий, которые помогают ему видеть и решать новые математические проблемы, применять представления о числах, величинах, геометрических формах на уроках и в повседневной жизни. Математическая грамотность младшего школьника проявляется в:
- умении правильно называть и характеризовать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры);
- способности применять математику в ситуациях, связанных с измерением, расчётами и вычислениями, упорядочиванием;
- готовности устанавливать, проверять математические отношения (больше, меньше) и зависимости (увеличивается, расходуется);
- умении интерпретировать и правильно применять математическую терминологию, использовать математический язык (например, «расположить по кругу, по периметру», «взять треть суммы денег», «взять втрое больше бусин для трёх поделок» и т. п.).
В обновлённом стандарте усилена составляющая, обеспечивающая формирование предпосылок и конкретных предметных действий для развития функциональной грамотности. Начиная с 1 класса, школьники учатся представлять в практической ситуации или на модели изучаемый математический объект (квадрат, число 5 и др.), отношение между объектами (5 больше чем 4 на 1). Во 2 классе школьники иллюстрируют отношения между числами, учатся представлять текст задачи с помощью схемы, рисунка, краткой записи или другой модели. В 3 классе обучающиеся готовы устанавливать и объяснять отношения величин (например, «тяжелее-легче на…», «тяжелее- легче в…»), сравнивать объекты окружающего мира по площади, длине, давать количественную оценку практической ситуации. Также в 3 классе ученики могут проявить себя в конструировании геометрических фигур, составлении текстовых задач.
К концу начального обучения математически грамотный ученик сможет составлять простейшие алгоритмы действий для решения конкретных учебных и практических задач, применять математические методы (перебор, моделирование), вести поиск разных приёмов решения и применять изученные способы проверки (расчёт, измерения, прикидка и оценка данных, результатов вычислений).
Раскроем значение изучения русского языка как средства формирования интегративных компонентов функциональной грамотности. В учебном плане предметом, на который отводится больше всего часов, является русский язык. Не случайно в федеральной рабочей программе по этому учебному предмету подчёркивается: «Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность». Среди целей изучения русского языка появилась новая: «развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию». Важно выстроить работу над несколькими компонентами, установив связи, которые существуют. Например, языковая грамотность служит основой для формирования коммуникативной грамотности, читательская невозможна без умения работать с информацией.
Ещё одна проблема работы над функциональной грамотностью младшего школьника связана с тем, что недостаточно учитывается роль внеурочной деятельности и её связь с урочной работой обучающихся. Основным образовательным пространством работы по формированию функциональной грамотности является урок, но при этом важно сочетать работу на уроке с проведением разных форм внеурочной деятельности, целью которых является поддержка формирования того или иного компонента функциональной грамотности.
Воспитывающий потенциал изучения учебных предметов
В 2024/2025 учебном году остаётся актуальным реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов, формирование у обучающихся высших нравственных чувств как условие укрепления единства народов России и суверенитета российского государства в мире. Высшие нравственные чувства – это отношение к Родине (понимание необходимости встать на защиту Родины, уважение исторической памяти, преемственности поколений, гордости за успехи в науке, образовании, искусстве, народном творчестве, спорте), это – отношение к исполнению своих конституционных обязанностей, понимание своей гражданской позиции и принятие законов существования в современном обществе (созидательный труд, уважение к традиционным семейным ценностям, система отношений к природе, социуму, окружающим людям). К области нравственного воспитания относятся положительные черты характера личности: готовность к проявлению гуманных чувств, справедливости, честности, порядочности; волевые черты характера, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Планирование учителем специальной работы по использованию предметного содержания учебных предметов базируется на выделении воспитательного потенциала каждого учебного предмета. В обобщённом виде воспитательное значение предметов начальной школы может быть представлено в следующем виде:
Русский язык и литературное чтение: государственный язык Российской Федерации; культурная (гуманитарная) независимость России; духовно- нравственные ценности народов Российской Федерации (культура, традиции, праздники).
Математика: экономическая, техническая (технологическая) независимость нашей страны; достижения российской науки.
Окружающий мир: каждый россиянин – гражданин РФ; малая Родина; Россия – экономический, военный, культурный суверенитет нашей страны; героические страницы истории, преемственность поколений; выдающиеся деятели науки, образования, искусства.
Для обсуждения нравственных ценностей российского общества можно использовать высказывания выдающихся граждан России. К примеру, на уроке русского языка, который посвящён языку как явлению национальной культуры, средству общения, можно предложить учащимся 2–3 классов обсудить слова А.И. Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Дети выскажут своё мнение: о каком языке говорит писатель? Можно ли это сказать о любом языке любого народа? На каких языках говорят народы, проживающие в России? Как произведения, написанные на родном языке, становятся доступными другим народам?
А на уроке окружающего мира третьеклассники обсудят суждение М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Одной из центральных задач изучения учебного предмета «Литературное чтение» является ознакомление обучающихся с духовно-нравственными ценностями средствами художественных произведений. Достижению данных результатов способствуют: специально подобранное содержание учебного материала (круг чтения), использование разнообразных форм, методов и средств обучения, организация самостоятельной творческой и исследовательской деятельности обучающихся на уроке.
Содержание учебного материала предмета «Литературное чтение» представляет собой подборку произведений гражданской, этической и эстетической проблематики. Например, это темы «О Родине и её истории», «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ – ХХ веков», «Произведения о взаимоотношениях человека и животных», «Произведения о детях» и другие. Ценность образцовых текстов состоит в том, что они сами по себе выполняют воспитательную роль. Продуманная система упражнений и заданий к текстам должна побуждать обучающихся к диалогу, обмену мнениями, предоставлять возможность для творческой активности, выражения индивидуальности, развития и обогащения личного эмоционального опыта. Изобразительно-выразительные средства поэтических и прозаических текстов раскрывают эмоционально-ценностное отношение к слову, способствуя формированию любви и уважения к русскому языку. Толкование лексического значения слов нравственной и этической тематики целесообразно организовывать через оценку и характеристику поступков литературных героев, через речевые ситуации, подводящие к осмыслению понятий «добро», «смелость», «героизм», «трусость», «отзывчивость», «чуткость», «благодарность» и т. д. Для введения в активный словарный запас данных слов рекомендуется составление с ними предложений, подбор пословиц, поговорок и другое.
Существенный вклад в становление нравственной стороны личности младшего школьника оказывают уроки окружающего мира. Изучение героических страниц истории России предполагает анализ и оценку поведения людей, которые обладают особыми качествами характера: способностью к самопожертвованию, умением отказаться от личных благ и интересов в пользу общественных, готовность прийти на помощь и т. д. Обязательным станет на таких уроках ознакомление младших школьников с понятиями, характеризующими нравственные качества и чувства человека: «патриотизм», «справедливость», «героизм», «гуманизм», «самопожертвование».
Ключевыми позициями личностных результатов начального образования в обновлённом стандарте являются волевые установки школьника по отношению к самому себе как к ученику, его подготовка к саморазвитию, стремление к познанию нового. Из ведущих характеристик учебной самостоятельности на достижение этих личностных результатов могут оказать влияние инициатива, прогнозирование результата своих действий, самооценка и самоконтроль. Формирование заявленных характеристик может осуществляться при изучении любого предметного содержания, но для того, чтобы они стали качествами учебной деятельности и личностными результатами, необходимо создать условия для приобретения школьником опыта их применения без помощи и указаний извне. При этом недостаточно только выделить необходимые для учения и повседневной жизни характеристики. Нужно организовать их систематическое активное применение на эмпирическом («как я буду делать/ решать») и теоретическом («почему я буду делать так, а не иначе») уровнях. Опыт учебной самостоятельности младший школьник может приобрести, работая с содержанием, частично идентичным для разных учебных предметов, а также оценивая свою способность справиться с учебным заданием до его выполнения и после. Например, в курсе математики к такому содержанию относятся работа с математической информацией (таблицы, диаграммы, составление утверждений), систематически предлагаемые задания на проверку правильности вычислений, решения задач, оценку истинности математических утверждений.
Следует отметить, что личностные качества младшего школьника не входят в зону явного, открытого контроля со стороны учителя и отметочной оценки. Вместе с тем учитель, ведя наблюдения за своими воспитанниками, фиксирует происходящие с ними изменения, в словесной форме одобряет положительные качества, которые они проявляют в учебной деятельности. Педагог отмечает возникающие у отдельных обучающихся трудности в общении и взаимоотношениях в учебном коллективе, отношении к учению. Это становится для учителя предпосылкой деятельности с учеником (родителями) по корректировке его поведения.
Итак, 2024/2025 учебный год будет годом новых успехов в совершенствовании качества начального образования и реализации стандарта. Залог успеха: коллективная творческая деятельность всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, учителей, руководителей образовательной организации и родителей!
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования в 2024/2025 учебном году
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286);
- Федеральная образовательная программа начального общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
Основные формы организации информирования учителей об особенностях реализации рабочих программ
Информация о реализации ФРП начального общего образования представлена на сайте «Единое содержание общего образования» – https://edsoo.ru/:
- Нормативные документы. – URL: https://edsoo.ru/normativnye- dokumenty/
- Поурочное планирование в конструкторе рабочих программ. – URL: https://edsoo.ru/konstruktor-rabochih-programm/
- Методические семинары. – URL: https://edsoo.ru/metodicheskie-seminary/
- Методические материалы. – URL: https://edsoo.ru/mr-nachalnaya-shkola/
- Горячая линия «Обновление содержания общего образования». – URL: https://edsoo.ru/goryachaya-liniya-po-voprosam-vvedeniya-ob/