Часто встречающиеся вопросы по организации дистанционного обучения

1. Как составить расписание занятий при дистанционном обучении?
Ответ: Планируя занятия по своему предмету, педагоги должны определить количество электронных уроков для класса так, чтобы не нарушить санитарные требования. Общее время работы за компьютером не должно превышать: в 1–2-м классе – 20 минут, 4-м – 25 минут, 5–6-м – 30 минут, 7–11-м – 35 минут. В остальное время занятий надо предусмотреть другие формы работы: письменные, устные, творческие задания.
Заместитель руководителя по УВР объединяет совместные планы учителей в единое расписание. Директор утверждает его по правилам делопроизводства, которые приняты в школе. Расписание размещается на сайте, рассылается родителям и ученикам.
2. Как ввести дистанционное обучение, если у ученика нет дома компьютера, других гаджетов и интернета?
Ответ: Педагог может передать ученикам задания на одну-две недели и после проверить выполненные работы за этот период.
Если ученик не имеет технической возможности участвовать в дистанционном онлайн- или оффлайн-обучении, придется увеличить объем его самостоятельной работы. Учитель будет давать задания  в соответствии с имеющимимся у школьников УМК на предстоящую неделю-две, а потом проверять их все сразу и комментировать. Дополнительные разъяснения учитель может давать по телефону. Рекомендуется провести разъяснительную работу с родителями и указать на необходимость контроля за регулярным выполнением учебных заданий. Следует успокоить родителей и пояснить, что не стоит волноваться, если у ребёнка не получается самостоятельно усвоить учебный материал. Все пройденные темы будут отрабатываться на уроках в школе после окончания ограничительных мероприятий, связанных с эпидемиологической ситуацией
Если в школе есть гаджеты для обучения (ноутбук, планшет), а у ребенка - нет, рекомендуется выдать ему устройства на дом. Передать устройство родителю по акту или расписке, составленной в свободной форме. В расписке указать, кому и когда выдали гаджет, записать модель и срок, в течении которого ребенок будет использовать его дома. Акт или расписку нужно хранить в школе.
3. Что делать, если родители отказываются по каким–либо причинам писать заявление о переходе на дистанционное обучение?
Ответ: Без письменного согласия родителей образовательный процесс с детьми вести нельзя. В каждом случае отказа нужно выяснять причины и искать возможности для устранения разногласий с родителями. Например, родители отказываются подписывать заявление из-за неудовлетворяющего их текста в предложенной форме заявления ввиду отсутствия технических средств. В этом случае необходимо изменить в образце формулировки текста. Например, фразу «...обеспечение условий для осуществления обучения с применением электронных ресурсов беру (ем) на себя» заменить на другую, более понятную родителям: "обеспечить ребенку рабочее место для обучения с применением…"
Подчеркнём, что также в соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить следующее:
- получение детьми общего образования;
- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями)
Если родители не согласны с выбором формы обучения образовательной организацией, они могут выбрать семейную форму образования ребенка. Обращаем Ваше внимание на то, что обучение с применением с дистанционных образовательных технологий организовано исключительно в связи с распространением коронавирусной инфекции для сохранения здоровья граждан, а особенно – детей.
4. Как проводить проверку письменных работ?
Ответ: Этот вопрос решает сам учитель. Выполненные учениками работы могут быть сфотографированы и присланы учителю через оговоренные средства связи. Оценки можно выставить в электронном дневнике, а работу над ошибками провести устно в ходе обсуждения в дистанционном формате через доступные средства связи (телефон, скайп, другие ресурсы).
5. Каким образом учитель должен зафиксировать в электронном журнале «Барс», что урок проведен с применение дистанционных технологий? Какая должна быть запись и должна ли она присутствовать на каждом уроке?
Отвтет: В соответствии с письмом Министерства образования РК «Об организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий» от 26.03.2020 г. № 3657/15 – 14/МО-и руководителем образовательной организации разрабатывается и утверждается нормативный локальный акт (Приказ) об организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий, в котором указывается дата перевода образовательной организации на дистанционное обучение. Таким образом, начиная с указанной даты все уроки проводятся, согласно приказу, в дистанционном формате. Дополнительно фиксировать в электронном журнале «Барс», что урок проведен с применением дистанционных технологий не нужно. Необходимо, как обычно, записывать конкретные темы проведенных уроков.
6. Какие образовательные платформы наиболее эффективны для организации учебного процесса?
Ответ: Все имеющиеся в открытом доступе образовательные платформы рассчитаны на ограниченное количество участников обучения. Каждый учитель выбирает те платформы, с которыми имеет положительный опыт работы, или изучает несколько рекомендованных и выбирает наиболее подходящие для его условий. С перчнем рекомендуемых ресурсов можно ознакомится по ссылке. При этом следует понимать, что полностью перевести процесс обучения с помощью данных ресурсов не удастся по определенным техническим причинам. Эти ресурсы могут быть скорее вспомогательными для некоторых занятий. Например, по рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации, для этих целей можно воспользоваться видеоуроками и заданиями информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/).
Основная же работа учеников должна быть организована с имеющимися у них учебниками, рабочими тетрадями. Все выполняемые учениками задания, а также сами задания и подробные к ним письменные или видео-инструкции педагогов желательно выкладывать в автоматизированной электронной системе «Электронное образование» Республики Карелия («Барс»).
7. По вопросу реализации учебного плана и выполнения образовательных программ: пересмотреть рабочие программы, сократив количество часов? отрабатывать уроки за счёт дополнительных часов (не будет ли нарушения санитарных норм)? или учебный год будет продлён?
Ответ: О продлении учебного года информации на данный момент нет.
Что касается рабочих программ:
Если учителя внесли корректировки в тематическое планирование, указав только изменение формы проведения занятий (онлай-урок, консультация, самостоятельное изучение учениками учебного материала и т.д. и т.п)., не меняя количества часов, то в учебный план никаких изменений вносить не надо.
Если учителя объединяли некоторые темы, меняя количество часов на их изучение, тогда нужно внести соответствующие изменения в учебный план, так как количество часов в рабочей программе по предмету и количество часов в учебном плане на этот предмет должны совпадать. Чтобы точно рассчитать количество часов по учебным предметам, внесите изменения в календарный учебный график, изменив дату окончания учебного года с учетом каникул по 6 апреля. По "Закону об образовании" Вы самостоятельно составляете календарный учебный график, а ФГОС общего образования дает Вам право самостоятельно определять количество часов на изучение того или иного предмета. Главное, чтобы все темы рабочей программы были изучены (очно + дистанционно). Внесите изменение в промежуточную аттестацию, сократив количество контролирующих мероприятий.
8. Куда могут обратиться за помощью родители, если у них не получилось по какой-то причине (например, технической) организовать дистанционное обучение ребенка? Чья зона ответственности?
Ответ: В первую очередь родители должны информировать о сложившейся ситуации классного руководителя и администрацию школы.
Также родители должны знать о том, что в общеобразовательных организациях, муниципальных органах управления образования, Карельском институте развития образования открыты телефоны «горячих линий» по вопросам организации дистанционного обучения. Номера телефонов размещены на официальных сайтах.
В соответствии Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28 пункт 7) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.
9. В школе у моих детей нет онлайн-уроков, на которых дети непосредственно получали бы разъяснения учителя. Задается большой объём домашних заданий, на которые дети должны затрачивать больше допустимого времени. Не удовлетворяет качество обучения. Я работаю и не могу много уделять времени подготовке детей. Как мне быть в этих условиях?
Ответ: рекомендуем, во-первых, обсудить сложившуюся ситуацию с классными руководителями Ваших детей, изложив суть претензий к обучению. В ходе беседы постараться найти оптимальные для обеих сторон решения. Во-вторых, рекомендуем с Вашей стороны постараться помочь детям организовать разумный режим каждого дня с установкой временных границ деятельности детей, очередности и объема выполнения предложенных заданий.
10. Как справиться с трудностями в обучении двоих детей, один из которых выпускник 9 класса, особенно по математике без дополнительных объяснений со стороны учителя? 
Ответ: Связаться с классными руководителями детей, разработать индивидуальные маршруты для детей. Темы, в которых ребенок может разобраться, предложить изучать в офлайн-формате. Изучение сложных тем по математике отложить, если можно, до периода очного обучения или подобрать для ученика готовые видеоуроки с понятными объяснениями.