БЕЛОМОРСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ
Щуковский С.В., директор МАОУ «Беломорская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
Гайнуллина Е.Г., учитель истории МАОУ «Беломорская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
Вечерние школы сегодня: проблема выживания или развития. Ретроспективный исторический анализ возникновения и развития системы вечернего (сменного) образования на территории Беломорского района – попытка понять ситуацию, в которой мы находимся сегодня, и осмыслить тенденции развития нашего образовательного учреждения.
1. Школа работающей молодежи.
40 – 50-е годы ХХ века: главная задача - осуществление неполного среднего образования детей и молодежи — сначала семилетнего, затем восьмилетнего.
Постановление СНК СССР "Об обучении подростков, работающих на предприятиях" от 15.06.1943г.
Приказ № 98/499 Беломорского РОНО от 06.09.1943 г. о ликвидации неграмотности среди призывников 1926 года рождении - начало истории Беломорской вечерней школы.
Весной 1944 г. вечерние школы были переименованы в школы рабочей молодежи (ШРМ), а с 1 ноября 1944 г. стали действовать и школы сельской молодежи.
Беломорская вечерняя школа была переименована в школу рабочей молодежи. Приказом Беломорского РОНО № 292 от 30.08.1946 года «Паперно Григорий Исакович на основании приказа Министерства просвещения за № 111 от 26 августа 1946 года назначен учителем истории Беломорской средней школы №1 и директором школы рабочей молодежи г. Беломорска».
В 1946 г. возникла новая форма общего образования взрослых — заочная школа. Советское правительство приняло постановление о льготах и преимуществах для учащихся, обучающихся в школах работающей молодежи. Отчасти это было подготовкой перехода к всеобщему среднему образованию. С 1949 г. в СССР стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнее обучение. Сеть этих школ с каждым годом расширялась.
В 1948 году в районе работают Сумпосадская вечерняя школа, вечерняя школа сельской молодежи. На первое ноября 1948 года численность учащихся Беломорской ШРМ составила 126 человек. В школе работало 15 учителей. Директором школы был назначен Пыков И.О.
Согласно Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование.
В 1958 г. школы рабочей и сельской молодежи преобразуются в вечерние (сменные) общеобразовательные школы взрослых.
Растет численность выпускников Беломорской вечерней школы: с 11 человек в 1951 году до 42 чел. в 1959 году.
60 - 70-е годы ХХ века: основные направления работы - осуществление всеобщего обязательного среднего образования; улучшение общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста; создание условий, обеспечивающих более высокий уровень содержания образования и воспитания подрастающих поколений (Программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС (октябрь 1961 г.).
В 1960 г. наша школа получила свое здание (до этого она размещалась в помещениях дневных школ).
Мобилизующую роль в улучшении работы учреждений просвещения сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (20 июня 1972 г.). Органам народного образования было предложено к 1975 г. расширить сеть вечерних школ и их филиалов по месту работы молодежи и укрепить их базу.
При Беломорской районной очно-заочной школе (РОЗШ) работает сеть учебно-консультационных пунктов, занятия также ведутся в Техническом училище №2, где готовят матросов-мотористов и спецкомендатуре при Беломорской ПМК-86.
80-е годы ХХ века характеризуются следующими тенденциями: значительно повышается общеобразовательная подготовка населения; укрепляются связи школы с предприятиями.
На базе Беломорской вечерней школы проходят конференции, посвящённые 60-летию партийной организации Беломорского ЛДК (1981 г.), 60-летию Карельской областной партийной организации (1982 г.), 80-летию II съезда РСДРП (1983 г.), встреча с ветеранами войны и труда, посвящённая 40-летию освобождения Карелии от фашистских захватчиков (1984 г.).
Для сохранения контингента учащихся в течение учебного года, для вовлечения молодых рабочих в школу ежегодно проходит закрепление учителей школы за предприятиями города.
Первая половина 80-х годов – пик в работе Беломорской вечерней школы: максимальная численность выпускников составила в 1983 году 149 человек.
В период с 1985 по 1993 год проведены рационализация и сокращение сети вечерних (сменных) общеобразовательных, что было вызвано резким уменьшением численности учащейся работающей молодежи, не имеющей среднего образования.
В 90-е годы значительные изменения претерпел контингент обучающихся в вечерних школах. Если до 1993 года в них обучалась только работающая молодежь (от 16 лет), то после 1993 года возрастной ценз обучающихся приблизился к возрасту учащихся дневных общеобразовательных школ.
Численность контингента Беломорской вечерней школы после спада, вызванного объективными причинами, с 1993 года начинает расти.
2. Школа подростков.
90-е г. ХХ – начало ХХI в.: основной контингент учащихся вечерней школы - подростки. Исходя из данных социального паспорта нашей школы, в основном, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В 2003 году Беломорская вечерняя школа реорганизована в Беломорскую открытую (сменную) общеобразовательную школу. Помимо программ общего основного и среднего образования реализуется более десяти программ профессиональной подготовки. Учащиеся школы принимают участие в муниципальных конкурсах и конференциях.
Идет модернизация образовательного и воспитательного процесса: внедряются новые технологии обучения, происходит переоборудование классов и обновление фондов учебной и методической литературы.
Учитывая исключительную важность информационных технологий в период перехода к информационному обществу, внедряется дистанционная поддержка образовательного процесса. Регистрируется школьный Интернет – портал, способствующий активному развитию индивидуальных образовательных траекторий, позволяющий оказывать помощь учащимся школы вне зависимости от времени и их местонахождения.
Заключение.
Исходя из анализа исторического развития вечернего (сменного) образования на территории Беломорского района, можно сделать следующие выводы:
1. Беломорская вечерняя школа всегда функционировала с соответствии с требованиями времени и в интересах общества;
2. В процессе ее деятельности накоплен огромный опыт работы с различными категориями обучающихся, адаптированный к условиям функционирования в современных реалиях;
3. На сегодняшний день данный тип образовательного учреждения является наиболее мобильным в адаптации к условиям меняющегося общества.
Щуковский С.В., директор МАОУ «Беломорская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
Гайнуллина Е.Г., учитель истории МАОУ «Беломорская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
Вечерние школы сегодня: проблема выживания или развития. Ретроспективный исторический анализ возникновения и развития системы вечернего (сменного) образования на территории Беломорского района – попытка понять ситуацию, в которой мы находимся сегодня, и осмыслить тенденции развития нашего образовательного учреждения.
1. Школа работающей молодежи.
40 – 50-е годы ХХ века: главная задача - осуществление неполного среднего образования детей и молодежи — сначала семилетнего, затем восьмилетнего.
Постановление СНК СССР "Об обучении подростков, работающих на предприятиях" от 15.06.1943г.
Приказ № 98/499 Беломорского РОНО от 06.09.1943 г. о ликвидации неграмотности среди призывников 1926 года рождении - начало истории Беломорской вечерней школы.
Весной 1944 г. вечерние школы были переименованы в школы рабочей молодежи (ШРМ), а с 1 ноября 1944 г. стали действовать и школы сельской молодежи.
Беломорская вечерняя школа была переименована в школу рабочей молодежи. Приказом Беломорского РОНО № 292 от 30.08.1946 года «Паперно Григорий Исакович на основании приказа Министерства просвещения за № 111 от 26 августа 1946 года назначен учителем истории Беломорской средней школы №1 и директором школы рабочей молодежи г. Беломорска».
В 1946 г. возникла новая форма общего образования взрослых — заочная школа. Советское правительство приняло постановление о льготах и преимуществах для учащихся, обучающихся в школах работающей молодежи. Отчасти это было подготовкой перехода к всеобщему среднему образованию. С 1949 г. в СССР стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнее обучение. Сеть этих школ с каждым годом расширялась.
В 1948 году в районе работают Сумпосадская вечерняя школа, вечерняя школа сельской молодежи. На первое ноября 1948 года численность учащихся Беломорской ШРМ составила 126 человек. В школе работало 15 учителей. Директором школы был назначен Пыков И.О.
Согласно Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование.
В 1958 г. школы рабочей и сельской молодежи преобразуются в вечерние (сменные) общеобразовательные школы взрослых.
Растет численность выпускников Беломорской вечерней школы: с 11 человек в 1951 году до 42 чел. в 1959 году.
60 - 70-е годы ХХ века: основные направления работы - осуществление всеобщего обязательного среднего образования; улучшение общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста; создание условий, обеспечивающих более высокий уровень содержания образования и воспитания подрастающих поколений (Программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС (октябрь 1961 г.).
В 1960 г. наша школа получила свое здание (до этого она размещалась в помещениях дневных школ).
Мобилизующую роль в улучшении работы учреждений просвещения сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (20 июня 1972 г.). Органам народного образования было предложено к 1975 г. расширить сеть вечерних школ и их филиалов по месту работы молодежи и укрепить их базу.
При Беломорской районной очно-заочной школе (РОЗШ) работает сеть учебно-консультационных пунктов, занятия также ведутся в Техническом училище №2, где готовят матросов-мотористов и спецкомендатуре при Беломорской ПМК-86.
80-е годы ХХ века характеризуются следующими тенденциями: значительно повышается общеобразовательная подготовка населения; укрепляются связи школы с предприятиями.
На базе Беломорской вечерней школы проходят конференции, посвящённые 60-летию партийной организации Беломорского ЛДК (1981 г.), 60-летию Карельской областной партийной организации (1982 г.), 80-летию II съезда РСДРП (1983 г.), встреча с ветеранами войны и труда, посвящённая 40-летию освобождения Карелии от фашистских захватчиков (1984 г.).
Для сохранения контингента учащихся в течение учебного года, для вовлечения молодых рабочих в школу ежегодно проходит закрепление учителей школы за предприятиями города.
Первая половина 80-х годов – пик в работе Беломорской вечерней школы: максимальная численность выпускников составила в 1983 году 149 человек.
В период с 1985 по 1993 год проведены рационализация и сокращение сети вечерних (сменных) общеобразовательных, что было вызвано резким уменьшением численности учащейся работающей молодежи, не имеющей среднего образования.
В 90-е годы значительные изменения претерпел контингент обучающихся в вечерних школах. Если до 1993 года в них обучалась только работающая молодежь (от 16 лет), то после 1993 года возрастной ценз обучающихся приблизился к возрасту учащихся дневных общеобразовательных школ.
Численность контингента Беломорской вечерней школы после спада, вызванного объективными причинами, с 1993 года начинает расти.
2. Школа подростков.
90-е г. ХХ – начало ХХI в.: основной контингент учащихся вечерней школы - подростки. Исходя из данных социального паспорта нашей школы, в основном, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В 2003 году Беломорская вечерняя школа реорганизована в Беломорскую открытую (сменную) общеобразовательную школу. Помимо программ общего основного и среднего образования реализуется более десяти программ профессиональной подготовки. Учащиеся школы принимают участие в муниципальных конкурсах и конференциях.
Идет модернизация образовательного и воспитательного процесса: внедряются новые технологии обучения, происходит переоборудование классов и обновление фондов учебной и методической литературы.
Учитывая исключительную важность информационных технологий в период перехода к информационному обществу, внедряется дистанционная поддержка образовательного процесса. Регистрируется школьный Интернет – портал, способствующий активному развитию индивидуальных образовательных траекторий, позволяющий оказывать помощь учащимся школы вне зависимости от времени и их местонахождения.
Заключение.
Исходя из анализа исторического развития вечернего (сменного) образования на территории Беломорского района, можно сделать следующие выводы:
1. Беломорская вечерняя школа всегда функционировала с соответствии с требованиями времени и в интересах общества;
2. В процессе ее деятельности накоплен огромный опыт работы с различными категориями обучающихся, адаптированный к условиям функционирования в современных реалиях;
3. На сегодняшний день данный тип образовательного учреждения является наиболее мобильным в адаптации к условиям меняющегося общества.