15.03.24 Проектировочный семинар «Семья и школа: эффективное взаимодействие»

Категория: Новости ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

В рамках республиканского Форума классных руководителей 12 марта 2024 г. методисты ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" организовали работу проектировочного семинара «Семья и школа: эффективное взаимодействие». Его целью было обсуждение лучших практик организации взаимодействия семьи и школы.

В ходе работы семинара предполагалось изучение ряда актуальных вопросов, с которыми классные руководители ежедневно сталкиваются в своей профессиональной деятельности:

  • Одинаков ли взгляд семьи и школы на модель идеального ребенка?
  • Как организован процесс взаимодействия с родителями в образовательной организации (формальные и неформальные способы)?
  • Какие возможности по общению между собой есть у родителей? Какие эффекты дает эта возможность?
  • Как решаются сложные ситуации общения с участниками образовательных отношений?
  • Каковы способы получения обратной связи от родителей?
  • Как мотивировать родителей к участию в жизни школы (класса, ребенка)?

Для эффективной работы семинара участники разделились на 4 творческие подгруппы. Обсуждение вопросов было организовано с использованием сингапурской методики. Передвигаясь по шагам-этапам и работая в каждом туре с новым материалом, педагоги имели возможность познакомиться с интересными практиками педагогов Карелии по организации взаимодействия семьи и школы, обменяться педагогическими идеями по гармонизации общения всех участников образовательных отношений.

Суммируя результаты обсуждения, можно определить несколько направлений деятельности по налаживанию эффективного взаимодействия семьи и школы. В каждом из них педагоги фиксировали лучшие практики по реализации каждого направления.

Инновационные формы взаимодействия семьи и школы:

- совместное участие педагогов, детей и родителей в общешкольных мероприятиях: концерты, походы, конкурсы, акции и др. (Питкярантский, Калевальский, Медвежьегорский, Сортавальский районы, Петрозаводск);

- Метапредметные дни (родители – активные участники уроков и различных внеурочных мероприятий); уроки в этот день объединены единой тематикой (Калевальский район);

- организация городского родительского собрания в интерактивном формате (Петрозаводск);

- Дни открытых дверей (где родители могут не только посещать уроки, но и сами вести их) (Калевальский район);

- Родительский День Самоуправления – для родителей представляется возможность погрузиться в будни школьной жизни (Сортавальский район);

- «Семейная Минута Славы» - для детей и родителей;

- игровые форматы взаимодействия (квесты, квизы, игровой фольклор, игровые практики, путешествия и др.

Нетрадиционные форматы мотивирования семьи к участию в жизни школы/класса/ребенка:

- необычное место проведение встреч с родителями (музей, библиотека и др.);

- нетрадиционные форматы встречи, в ходе которых педагоги предлагают родителям побыть в роли ученика и проиграть различные школьные ситуации (элементы игровой практики, ролевой игры, тренинга и др.);

- родительский онлайн диктант: родители погружаются в школьную жизнь детей, стремятся получить лучшие баллы и пр.;

- опросы, анкетирование, тестирование родителей и последующее информирование о результатах;

- поощрение ребенка за успехи его родителей;

- «Доска почета семей» - она может быть реальной, в центральном вестибюле школы или виртуальной (например, в группе социальной сети);

- система бонусов/подарков для поощрения активных семей.

Сложности, которые могут возникнуть в ходе взаимодействия семьи и школы:

- недостаточность времени, загруженность на работе (и со стороны педагогов, и со стороны родителей);

- пассивность части родителей;

- межличностные конфликтные ситуации;

- перекладывание зоны своей ответственности на других участников образовательных отношений.

Альтернативные (неклассические, нестандартные) варианты разрешения сложных ситуаций:

- совместное (семья и школа) составление регламента общения;

- «смена ролей» (педагог – родитель);

- организация «третейского суда» (обсуждение сложных ситуаций с привлечением нейтральных лиц);

- игровые форматы разрешения сложных ситуаций;

- мастер класс от родителей; от педагогов;

- индивидуальные задания для конкретных семей (с учетом их возможностей, способностей и ресурсов):

- организация киноуроков для родителей;

- совместные тренинги для родителей и педагогов;

- online-консультации с администрацией, педагогами, специалистами и др.;

- замена родителя на иного представителя от семьи (при обсуждении сложной ситуации);

- предоставление возможности «второго шанса»!

Подводя итоги работы семинара, участники пришли к следующим выводам. В основу организации эффективного взаимодействия семьи и школы должен быть положен принцип сотрудничества.  Конструктивное общение педагога и родителей необходимо строить в режиме взаимоуважения. Крайне важно в ходе диалога ставить себя на место другого.

Макарова Елена Дмитриевна, кандидат педагогических наук,

старший методист отдела развития общего образования

ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования",

почетный работник образования Российской Федерации,