РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАРЕЛИИ

Богданова Елена Геннадьевна, проректор ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

В настоящее время образованию отводится особая роль по обеспечению интеграции России в мировое экономическое сообщество. На самом высоком уровне говорится о технологическом и содержательном прорыве российского образования. В качестве единственного инструмента, который способен произвести этот мощный прорыв, а не медленное поступательное развитие российской системы образования, рассматриваются инновации.

О важности данной темы говорит тот факт, что в последнее время прошел целый ряд крупных мероприятий по этой проблеме. Так, в  октябре 2014 года состоялся Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации». Выступая на  пленарном заседании форума по теме «Новая инновационная карта мира: как уменьшить технологический разрыв между странами» Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев, отметил, что «сегодня для России ключевой задачей является переход на инновационную модель развития» [3]. Обсуждая влияние инноваций и современных технологий на систему образования, Министр образования и науки Российской Федерации Д.Ливанов подчеркнул необходимость соответствия современным тенденциям: «Главный вызов как перед глобальным, так и перед российским образованием – подготовка инженеров нового типа» [3].

21 апреля 2015 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации открылся Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век». Участники пленарного заседания форума обсудили актуальные проблемы создания, выявления и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в процессе построения инновационной экономики. Центральным выступлением пленарного заседания стал доклад заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Л.Огородовой «Государственная политика в сфере интеллектуальной собственности – от изменения регулирования к экономическому эффекту», в котором она отразила прямую зависимость роста ВВП от роста количества результатов интеллектуальной собственности [2]. 

Очевидно, что последние 10 лет Россия осуществляет курс на устойчивое развитие инновационных технологий, формирование инфраструктуры и совершенствование механизмов управления инновациями, а также создание фундамента для господдержки и содействия развитию инновационных процессов, в том числе в сфере образования. Инновации постулируются как ответ на вызовы времени, они становятся одним из ведущих принципов мобильности в образовании.

Какова же современная образовательная ситуация в Российской Федерации, и как выглядит наше образование в мировом масштабе?

Оценки даются совершенно разные. Достаточно неплохо обстоят дела в начальной школе. По итогам последнего Международного мониторингового исследования качества начального образования («Исследование качества чтения и понимания текста» (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy, PIRLS)  в 2011 году (проводится раз в 5 лет) среди школьников четвертого года обучения) Россия заняла второе место после Гонконга (далее Финляндия, Сингапур, Северная Ирландия и США). Всего – 49 стран-участников [1].

По оценкам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA – Programme for International Student Assessment) в 2012 году Россия заняла 43 место из 65 возможных по уровню грамотности школьников. Первое место занял Шанхай (Китай был представлен в исследовании тремя городами), второе – Южная Корея, третье – Финляндия (в последние годы регулярно занимала первую строчку) [6].

По оценке экспертов Всемирного Давосского экономического форума (оценка 140 стран мира по 40 критериям) в 2013 году российская система образования занимала 86 место, а по уровню доступности интернета в школах – 70 место [1].

Более оптимистичные оценки системе российского образования даются в 2014 году. Согласно рейтингу Economist Intelligence Unit российская система образования занимает 13 место, опережая США, Австралию, Францию, Швейцарию и Израиль [7].

В соответствии с докладом «Измерение инноваций в образовании - Российская Федерация» [11], подготовленным в 2014 году Организацией экономического сотрудничества и развития, Россия по уровню инновационности образования располагается на шестом месте. Среди положительных перемен в российском образовании называется увеличение объемов использования ИКТ, усиление работы с данными.

Если обратиться к результатам исследований инновационной активности стран мира, то в Международном рейтинге инноваций (The Global Innovation Index 2014) в 2014 году Россия заняла 49 место (более 140 стран), поднявшись сразу на 13 ступенек по сравнению с прошлым годом [8]. Подняться выше ей позволили такие показатели, как качество человеческого капитала (30 место), состояние бизнеса (43) и развитие знаний и технологий (34). Мешают внед­рению инноваций несовершенные институты (88 место), низкие показатели результатов творческой деятельности (72) и развитие внут­реннего рынка (111). Позиции выше России занимают такие страны как Тайланд, Польша, Молдова, Хорватия, Катар, Чили. Первые строчки занимают Швейцария, Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды, Соединенные Штаты, Сингапур, Дания, Люксембург и Гонконг.

О низком уровне развития инноваций в России свидетельствует также доля страны в мировом объеме продаж гражданской наукоемкой продукции – 0,4%. Для сравнения: США – 36%, Япония – 30%, Германия -17%, Китай – 6%, остальные страны мира– 10,6%.

Кроме того, по показателю зарегистрированных патентов на жителей страны в России на 1 млн. человек приходится всего 5,4 зарегистрированных патента. Это в 57 раз ниже показателей страны-лидера Швеции, где на 1 млн. жителей приходится 300 зарегистрированных патентов в год [1].

Cогласно рейтингу уровня жизни (составленному Legatum Institute) в 2015 году Россия находится на 91 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом [9]. При этом у России самое высокое место по уровню образования – 35. На первом месте – Норвегия, самое лучшее образование в Австралии.

 

Инновационная деятельность в Республике Карелия

По информации Министерства экономического развития Республики Карелия [5] региональная инновационная система представлена следующими основными элементами инновационной инфраструктуры: Региональный инновационный комплекс и IT-парк Петрозаводского государственного университета, Инновационный центр "Укко" и Карельский центр трансфера технологий и инноваций при КарНЦ РАН, Бизнес-инкубатор Республики Карелия, более 30 инновационно активных предприятий.

По данным портала «Инновации в России» [4] на Карте инновационной России, которая отражает данные рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации, Карелия имеет показатель 0,300 (как и Якутия). При этом показатели низкого рейтинга находятся в диапазоне менее  0, 200,  высокого - более 0,500. Для сравнения рейтинги соседних регионов: Санкт Петербург – 0, 660, Мурманская область – 0,340, Вологодская область – 0,320, Архангельская область– 0,410.

Если перейти непосредственно к ситуации в сфере образования Республики Карелия и дать характеристику развитию инноваций в данной области, то интересно будет познакомиться с результатами анкетирования по данному вопросу педагогических работников и руководителей общеобразовательных организаций нашей республики.

Такое анкетирование[1] было проведено в 2014 году по инициативе Министерства образования Республики Карелия, его целью являлась  оценка состояния уровня инновационной деятельности образовательных организаций Республики Карелия. Всего в анкетировании приняли участие 480 педагогов из 60 общеобразовательных учреждений 10 муниципальных районов Карелии Анкеты заполняли учителя общеобразовательных предметов, логопеды, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования и педагоги-технологи.

На вопрос анкеты о том, есть ли у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности, положительно ответили 80,2% опрошенных.  При этом готовыми к инновационной деятельности себя считают 60,2% педагогов.  При этом лишь 55% считают, что в их школе есть условия для развития инновационной деятельности.

На вопрос о том, чем привлекательна для учителя инновационная деятельность, 80,8% отметили повышение интереса детей к учению; 68,3% сказали, что интересно создавать что-то лучшее, чем было; 59,6% отмечают, что в инновационной деятельности полнее реализуется опыт и способности учителя. Для 48% важно, что в процессе инновационной деятельности возрастает самоуважение учителя, формируется новый взгляд на себя.

Основными причинами, по мнению учителей, которые препятствуют освоению и разработке новшеств, являются:

- недостаток времени и сил для создания и применения педагогических новшеств – 55%;

- отсутствие необходимых теоретических знаний – 43,8%;

- отсутствие лидеров, новаторов в коллективе – 38,8%;

- слабая информированность о нововведениях в образовании – 29,8%;

- отсутствие моральных стимулов  – 28,5%;

- отсутствие поддержки со стороны руководства школы  – 15,2%.

Из руководящих работников в анкетировании приняли участие 17 человек из  6 районов Республики Карелия. Итоги анкетирования руководителей показали следующее:

  • В большинстве школ нет инновационных площадок, нет нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность.
  • 35 % руководителей затрудняются дать оценку инновационной деятельности в школе.
  • Среди основных трудностей – рамки штатного расписания, недостаток средств для стимулирования инновационной деятельности, отсутствие мотивации, стереотипное мышление, рамки БУП, ФГОС, невостребованность инноваций в настоящее время, перегрузка в работе, отсутствие пакета нормативных документов регионального уровня.
  • Необходимая помощь видится в разработке и осуществлении единой инновационной политики, примерных нормативных актов, сетевом взаимодействии педагогов республики.

Как видно из ответов педагогов, серьезную проблему представляет понимание оснований осуществления инновационной деятельности.

В этой связи необходимо осознавать, что важные изменения в данную область внес новый Закон об образовании в Российской Федерации [10], а именно статья 20, которая четко разводит понятия «экспериментальной» и «инновационной деятельности» в сфере образования.

Общим является то, что оба вида деятельности нацелены на обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

При этом экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование условий обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. Данные организации признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования.

Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования, в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой, а также перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации[2]. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.[3]

В соответствии с Порядком, утвержденным Министерством образования Республики Карелия, региональными инновационными площадками признаются организации, реализующие инновационные проекты (программы), которые имеют существенное значение для обеспечения развития системы образования в Республике Карелия.

Признание организации региональной инновационной площадкой осуществляется Министерством образования Республики Карелия на основе предложения Коллегия. Коллегия, в свою очередь, формирует предложение на основании экспертизы, которую осуществляет государственная организация (в 2014 г. - ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования») на основании государственного задания.

В 2014  заявочный тур проходил в период с 2 по 22 октября. Необходимо было подать заявку в электронном и бумажном виде по предлагаемой форме. Министерство образования Республики Карелия также определило тематику заявок в соответствии с приоритетными направлениями инновационной деятельности.

Всего было подано 32 заявки из г.Петрозаводска (29), Кондопожского (1), Лахденпохского (1) и Беломорского (1) муниципальных районов. Проекты представили 40 образовательных организаций Республики Карелия.

Все представленные проекты прошли экспертизу, которая проводилась в соответствии с утвержденным Порядком проведения экспертизы. Была также сформирована экспертная комиссия с привлечением внешних экспертов из Министерства образования Республики Карелия, Петрозаводского государственного университета, Петрозаводского педагогического колледжа, Петрозаводского техникума городского хозяйства,  Карельского научного центра РАН, Министерства экономического развития Республики Карелия, дошкольных и общеобразовательных организаций, муниципальных методических центров. Тематика проектов охватила девять из десяти приоритетных направлений, утвержденных на 2014 год. Не было заявлено ни одного проекта по вопросу развития механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления с участием в оценке деятельности системы образования потребителей образовательных услуг.

     В итоге в 2014 году получили поддержку 6 инновационных проектов. Организации, представившие данные проекты  вошли в Перечень региональных инновационных площадок:

  1. Разработка и внедрение региональной стратегии помощи школам, работающим в особых социальных контекстах и показывающих низкие образовательные результаты (Карельский институт развития образования).
  2. Программа «Методический ресурсный центр «Призма» - региональная инновационная площадка дополнительного образования» (Дом творчества детей и юношества, г.Петрозаводск).
  3. Модернизация образовательных программ профессионального образования, разработка и реализация модульных краткосрочных дополнительных образовательных программ в ГАПОУ РК «Колледж технологии и предпринимательства».
  4. Сетевой инновационный проект по подготовке и опережающему введению ФГОС среднего общего образования (Лицей № 40, Петровская школа, Державинский лицей, Лицей № 1, Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Петрозаводска).
  5. Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (Детский сад компенсирующего вида № 108 «Снежинка»).
  6. Применение технологии коллективного способа обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (Пушнинская средняя общеобразовательная школа, Беломорский р-н).

Таким образом, в 2014 году был сделан первый шаг на пути формирования инновационной инфраструктуры в системе образования Республики Карелия. Опыт показал, что необходимо продолжить работу в данном направлении. При этом, говоря об инновационной деятельности в системе образования нашей республики, мы должны понимать, что инновационные процессы должны происходить не в изоляции в какой-то одной образовательной организации, это должны быть системные процессы во всей системе образования республики. Инновационная образовательная деятельность каждой образовательной организации должна встраиваться в общий социально-экономический контекст на уровне региона и на уровне всей страны.

В итоге инновационная образовательная инфраструктура Карелии может и должна быть представлена федеральными и региональными инновационными площадками, муниципальными инновационными образовательными сетями / комплексами,  экспертным сообществом республики.

Список литературы:

  1. Ахрамеева, Т. Место российского образования в мировой системе образования [Электронный ресурс] / Т. Ахрамеева. – Режим доступа: http://www.schoolgear.ru/articles/mesto-rf-obrazovaniya-v-mirovoy-sisteme-obrazovaniya.html. – (Дата обращения: 09.06.2015).
  2. В Торгово-промышленной палате Российской Федерации обсудили проблемы развития интеллектуальной собственности в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://минобрнауки.рф/%D1%81/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/5477. – (Дата обращения: 09.06.2015).
  3. Дмитрий Ливанов принял участие в мероприятиях международного форума "Открытые инновации"[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/news/949/1949. – (Дата обращения: 09.06.2015).
  4. Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса «Инновации в России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://innovation.gov.ru/. – (Дата обращения: 09.06.2015).
  5. Карелия официальная. Официальный интернет-портал Республики Карелия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gov.karelia.ru/Power/Ministry/Development/inn_pot.html. – (Дата обращения: 09.06.2015).
  6. По уровню школьной грамотности Россия на 43-м месте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=35624#.VWcbxVI6AwA. – (Дата обращения: 09.06.2015).
  7. Российская система образования заняла 13-е место в мировом рейтинге лучших [Электронный ресурс] //  Учительская газета. - 12 мая 2014 года. - Режим доступа: http://www.ug.ru/news/11803. – (Дата обращения: 09.06.2015).
  8. Титов, Д. Россия сделала рывок вверх в Глобальном индексе инноваций  [Электронный ресурс] / Д. Титов // Экономика и жизнь. – 2015. - № 29. – Режим доступа: http://www.eg-online.ru/article/252599/.– (Дата обращения: 09.06.2015).
  9. Уровень жизни населения России и стран мира в 2015 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bs-life.ru. – (Дата обращения: 09.06.2015).
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. – (Дата обращения: 09.06.2015).
  11. Measuring Innovation in Education Russian Federation Country Note [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oecdru.org/zip/Measuring-Innovation-in-Education-Russian-Federation.pdf. – (Дата обращения: 09.06.2015).

1. Анкетирование проводилось сотрудниками Центра инноваций и экспертизы в образовании  ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» (рук. – к.ф.н., Черненков В.И.).
2. см. Приказ МОиН РФ от 23 июля 2013 года № 611  «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».
3. см. Приказ МО РК от 20.05.2014 года № 551 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, региональными инновационными площадками».