О проекте

Проект "Новые культурные горизонты" направлен на решение проблемы низкой доступности услуг дополнительного образования в области культуры и искусства для детей и молодежи с особыми потребностями, в том числе инвалидов.

Проект позволит детям и молодежи с особыми потребностями по обе стороны границы получить больше возможностей посещать школы искусств и кружки  и получать качественные образовательные услуги. Это способствует не только их индивидуальному развитию, но и социальной интеграции. В дальнейшем они могут получить профессиональное образование в области искусства и культуры.

Участие в совместных мероприятиях в рамках инклюзивных культурных практик позволит представителям целевых групп устанавливать новые контакты, развивать добрососедские отношения, больше узнавать о культуре друг друга. Особенно для детей и молодежи важно чувствовать себя вовлеченными в группу сверстников и через организованные мероприятия в области культуры также дети с особыми потребностями могут стать успешными и ощущать себя равноправными членами общества.

 Также педагоги повысят свою квалификацию и получат новые компетенции, которые позволят им работать с этой категорией детей и молодежи. Это повысит качество образования в проектной деятельности.

Родители получат необходимую информацию, знания, навыки и компетенции, смогут стать более активными участниками образовательного процесса, так как будут вовлечены в проектирование индивидуальных образовательных маршрутов своих детей.

Организации, предлагающие дополнительные образовательные услуги в сфере культуры и искусства, смогут расширить спектр образовательных программ, что привлечет новых обучающихся, воспитанников. Будет организовано взаимодействие между такими организациями как внутри региона, так и за его пределами для обмена опытом и передовыми инклюзивными культурными практиками.

В результате реализации проекта общество станет более информированным и открытым для  дальнейшей интеграции и развития.

Вовлечение детей и молодежи с особыми потребностями в активные социальные и культурные процессы- одно из важных направлений проекта. В целом территория проекта - Республика Карелия и Северная Карелия в Финляндии -станет более комфортной и привлекательной для проживания жителей, в том числе молодежи с особыми потребностями.

Целевые группы и бенефициары проекта

Целевая группа:

- дети и молодежь с особыми потребностями;

- родители детей и подростков с особыми потребностями ; ;

- специалисты организаций и учреждений, оказывающих услуги дополнительного образования в данной сфере, в области культуры и искусства;

- общественные организации, волонтерские и молодежные организации.

Конечными бенефициарами являются все люди в районах, которые будут иметь хорошие возможности для участия в культурных мероприятиях. Конечными бенефициарами проекта являются также местные органы власти, ответственные за развитие культуры и образования, учреждения, предоставляющие социальные, образовательные и культурные услуги в регионе реализации проекта – в Республике Карелия и в Северной Карелии в Финляндии.

Основные результаты, которые даст проект

1. Подготовлена информация о доступности дополнительных образовательных услуг и многообразии инклюзивного образования, культурных практиках в области культуры и искусства для детей и молодежи с особыми потребностями, в том числе методические рекомендации по  их развитию.

2. Профессиональные навыки и компетенции педагогов в дополнительном образовании сферы культуры и искусства, а также осведомленность родителей повышаются благодаря качественным программам повышения квалификации и образовательным мероприятиям.

3. Новые дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства доступны для детей и молодежи с особыми потребностями.

4. Доступны для использования новые экспериментальные культурные инклюзивные практики.

Планируемый подход (вид деятельности, подлежащей реализации)

Для достижения цели проекта будет реализована следующая стратегия::

Направление 1: Мониторинговое исследование

На начальном этапе проекта будет проведено исследование существующих инклюзивных культурных практик дополнительного образования в области культуры и искусства и доступности услуг дополнительного образования в этой области для детей и молодежи с особыми потребностями и ограниченными возможностями в районах Республики Карелия и в Северной Карелии (Финляндия). На основе проведенного исследования будут разработаны образовательные мероприятия для целевых групп проекта. Исследование включает также рекомендации по использованию наилучших методов.

Направление 2: обучение педагогического персонала и родителей

Повышение профессионального мастерства преподавателей, инструкторов и воспитателей является неотъемлемой частью всего проекта. Будет реализована серия образовательных семинаров, курсов повышения квалификации без отрыва от производства, мастер-классов, технологий слежения за работой. Будут разработаны и подготовлены специальные образовательные программы для педагогических кадров. Родители детей с особыми потребностями могут посещать информационные мероприятия на актуальные темы.

Направление 3: Разработка и экспериментальное тестирование новых программ

Проект включает разработку и экспериментальную апробацию новых дополнительных образовательных программ и лучших практик инклюзивных форм обучения искусству и музыке для детей и молодежи с особыми потребностями. Для тестирования будут отобраны пилотные образовательные организации, работающие в различных условиях на селе и в городе.

Направление 4: Создание и экспериментальное внедрение новых инклюзивных культурных практик

Проектная группа совместно с представителями целевых групп будет работать над созданием новых форм, видов и технологий включения детей и молодежи с особыми потребностями в культурную жизнь региона. В рамках сетевого взаимодействия в эту деятельность будут включены социальные, образовательные и культурные учреждения, общественные организации и представители родительской общественности. В карельском Институте развития образования в качестве возможной модели координации сетевой деятельности будет создан культурно-образовательный центр «Горизонты". Созданные инклюзивные культурные практики будут апробированы на различных совместных культурных мероприятиях (концертах, выставках, лагерях, фестивалях, театральных и танцевальных мастер-классах, флешмобах, культурно-просветительских экспедициях и др.).) в рамках приграничного сотрудничества.

Почему для реализации этого необходимо приграничное сотрудничество ?

Проблемы, на решение которых направлен проект, являются общими по обе стороны границы. Таким образом, партнеры по приграничному сотрудничеству могут поделиться своим опытом, чтобы помочь друг другу в преодолении трудностей и решении проблемных вопросов. Молодые люди с особыми потребностями, их родители и специалисты дополнительного образования в области культуры и искусства в рамках проекта приграничного сотрудничества получат возможность встретиться друг с другом, установить личные контакты, пообщаться, продемонстрировать свои умения и творческие способности, узнать больше о культуре региона проекта. Все это, несомненно, приносит пользу регионам и заинтересованным сторонам по обе стороны границы, делает территорию проекта привлекательной для проживания и работы людей, а также дает положительный эффект региональному развитию Финляндии и России.

Актуальность проекта

Цель проекта

Проект "Новые культурные горизонты" направлен на решение проблемы низкой доступности и доступности дополнительных образовательных услуг в области культуры и искусства для детей и молодежи с особыми потребностями. Эта проблема является общей, и она особенно остра в небольших районах, где нет ресурсов для организации специальных групп исключительно для детей /молодежи с особыми потребностями (ограниченными возможностями).

Согласно концепции нового национального проекта “Образование”, доступность дополнительного образования является одним из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации. Планируется, что к 2020 году доля детей и молодежи, пользующихся услугами дополнительного образования, должна составить не менее 75%. В настоящее время, по результатам опроса, проведенного экспертами рабочей группы “Образование и культура как основа национальной идентичности” Общероссийского народного фронта, около 5 млн детей в России не имеют возможности получить дополнительное образование. 32% детей не посещают никаких дополнительных или развивающих занятий. 63% родителей ответили, что если бы у них был бесплатный сертификат для своих детей, они бы использовали его в специализированных государственных образовательных учреждениях — школах искусств. Художественные клубы также являются вторыми по популярности после спортивных клубов для детей и молодежи, их выбирают 42% опрошенных.

Статистика Министерства культуры Республики Карелия показывает, что в 2018 году доля детей и молодежи, пользующихся услугами дополнительного образования в сфере культуры и искусства, от общего числа детей, проживающих в Карелии, составляет всего 7,4%. В детских художественных школах всего 20 детей с особыми потребностями и 28 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; доля такой молодежи составляет всего 0,5%.

Исключение молодых людей с особыми образовательными потребностями касается также Финляндии. В Финляндии нет формальной системы дополнительного образования в школах. Обучение в области искусства в основном организуется художественными школами и центрами либерального образования взрослых (kansalaisopisto), но оно все еще не доступно или доступно  не для всех.

Около 86% молодых людей в Северной Карелии в возрасте от 14 до 19 лет имеют какое-либо хобби. Эти данные примерно одинаковы во всей Финляндии. Однако, по данным Статистического управления Финляндии, только примерно 10% финской молодежи (10-19 лет) получают музыкальное образование в разных странах мира.

Процент молодежи, пользующейся услугами дополнительного образования в области изобразительного искусства, еще ниже. Количество молодежи, которая занимается этими областями самостоятельно, значительно выше (например, в более чем 20% декларируют игру на каком-либо инструменте и более чем в 40% рисуют, занимаются живописью), поэтому есть интерес к увлечениям в области культуры и искусства, но нет специальных групп. Необходимы группы, в которых могут реализовываться эти потребности под профессиональным руководством.

Детям с особыми потребностями  нужна большая поддержка, когда они самостоятельно занимаются музыкой или искусством.

В городе Йоэнсуу учебная программа для начального художественного образования учитывает также детей и молодых людей, имеющих специальные образовательные потребности. Например, можно составить индивидуальный план обучения основам художественного образования, но не ясно, как часто эта возможность используется. Обычно курсы по вариативному образованию или базовому искусству преподают художники, которые не обязательно имеют навыки в специальном образовании. Не хватает опыта в интегративной и инклюзивной педагогике.

Проблема была обсуждена и согласована с заинтересованными сторонами проекта, такими как Министерство образования Республики Карелия, управление образования г. Йоэнсуу, Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и Фонд Хонкалампи.

Общая цель проекта

Культурные услуги программной зоны легко доступны и их качество на высоком уровне.

Конкретная цель проекта

Повышение доступности услуг в области культуры и искусства для детей и молодежи с особыми потребностями и доступности дополнительного образования.

Проект будет давать возможность детям и молодым людям с особыми потребностями или ограниченными возможностями по обе стороны границы получить больше возможностей посещать художественные школы и клубы и получать качественные дополнительные образовательные услуги. Это способствует не только их индивидуальному развитию, но и социальной интеграции. В дальнейшем они могут получить профессиональное образование в области искусства и культуры и обеспечить самостоятельную занятость.

Почему для достижения цели проекта необходимо приграничное сотрудничество?

Проблемы, на решение которых направлен проект, являются общими для обеих сторон границы. Таким образом, партнеры по приграничному сотрудничеству могут поделиться своим опытом, чтобы помочь друг другу в преодолении проблемных вопросов.

Для молодых людей с особыми потребностями, их родителей и специалистов дополнительного образования в области культуры и искусства проект приграничного сотрудничества даст возможность встретиться друг с другом лицом к лицу, пообщаться, продемонстрировать свои умения и творческие способности. Участие в совместных мероприятиях в рамках культурно инклюзивной среды позволит установить новые контакты, развивать добрососедские отношения, знакомиться с культурой друг друга. Все это, несомненно, принесет пользу регионам и заинтересованным сторонам по обе стороны границы, сделает территорию проекта привлекательной для проживания и работы людей, а также даст положительный эффект региональному развитию Финляндии и России.

Педагоги будут повышать свою квалификацию, приобретать новые компетенции, что позволит им работать с детьми и молодежью с особыми потребностями, что в свою очередь повысит качество образования в проектной сфере. Родители смогут стать более активными участниками образовательных отношений, поскольку они будут вовлечены в проектирование индивидуальных образовательных маршрутов своих детей, получение необходимой информации, знаний, развитие навыков и компетенций.

Организации, предлагающие дополнительные образовательные услуги в сфере культуры и искусства, смогут расширить спектр реализуемых образовательных программ, что позволит им привлечь большую аудиторию и удовлетворить существующие потребности в допольнительном образовании.

Как сотрудничество внутри региона, так и приграничное взаимодействие между такими организациями для обмена опытом и лучшими инклюзивными культурными практиками.

Вносит ли проект вклад в решение сквозных вопросов программы? Если да, то куда и как?

Действия людей по отношению к людям:

Активное вовлечение в реализацию проекта профессионалов (учителей, инструкторов, воспитателей, стажеров), молодежи и родителей. Мероприятия поддерживают встречи людей, установление личных контактов, обмен опытом и так далее. Содержание пилотируемых культурных практик создается молодежью и другими целевыми группами самостоятельно и активизирует их в сторону активного гражданского общества.

Образование, исследования и инновации:

Основная проблема, на решение которой направлен проект, находится в области образования, так как цель проекта-Повышение доступности услуг дополнительного образования в области культуры и искусства для детей и молодежи с особыми потребностями. В ходе проекта будет проведено научное исследование, которое будет включать рекомендации по дальнейшему развитию. Тренинги, предлагаемые в рамках проекта специалистам и родителям, основаны на исследованиях, которые отражают современные запросы и потребности  в проведении обучения. Проект предоставляет возможность создать и обогатить учебные программы для студентов непрерывного образования (учителей, родителей), а также для магистрантов, поскольку студенты-преподаватели специального образования Университета Восточной Финляндии могут получить опыт преподавания культуры и искусства в период реализации пилотных проектов. Проектные инновации, такие как инновационные инклюзивные культурные практики, будут апробированы в различных совместных культурных мероприятиях в рамках приграничного сотрудничества.

Равенство:

Принцип равенства является одним из основных принципов реализации проекта, поэтому дети и молодежь с особыми потребностями должны иметь равные с другими возможности посещать художественные школы и клубы и получать качественные дополнительные образовательные услуги.

Окружающая среда:

Проект предполагает локальное положительное воздействие на окружающую среду. Окружающая  культурная среда и устойчивое развитие может быть одной из тем, учитываемых при создании произведений искусства и культуры. В рамках образовательных программ и пилотов, например, могут быть созданы  картины, видео, поделки и т. д.

Как и кем будут в дальнейшем использоваться основные результаты проекта после его завершения?

После завершения проекта представители целевых групп и бенефициары будут использовать образовательные программы и инклюзивные культурные практики. Образованные педагоги будут использовать новые профессиональные компетенции в своей педагогической деятельности в целях совершенствования дополнительных образовательных услуг в области культуры и искусства.

Родители будут знать о возможностях, как развивать своих детей в области культуры и искусства. Поскольку обучение предлагается специалистам из разных областей, информация и результаты будут широко распространяться.

Организации, предлагающие дополнительные образовательные услуги в области культуры и искусства, смогут воспользоваться рекомендациями, представленными в отчете об исследовании, и смогут расширить спектр образовательных программ, что привлечет новых обучающихся, воспитанников.

Организации-партнеры будут использовать результаты исследования, рекомендации и опыт тренингов в своей общей деятельности, например, в будущих тренингах для студентов непрерывного образования (учителей, родителей), а также для обучения магистрантов в УЭФ.

Каким образом будет обеспечиваться финансовая и оперативная устойчивость ожидаемых результатов?

Художественные школы и средние школы завершат новые дополнительные образовательные программы и апробируют лучшие практики в своей учебной программе. В дальнейшем вузы-партнеры будут использовать новые учебные программы для развития профессиональных навыков и компетенций педагогических кадров. Созданный культурно-образовательный Ресурсный центр “Горизонты” на базе Карельского института развития образования будет координировать сетевую деятельность по обе стороны границы.

Материалы проекта будут полезны различным целевым группам в более широкой сфере, в том числе специалистам организаций и учреждений, оказывающих услуги дополнительного образования в области культуры и искусства, общественных организаций, общественных объединений, волонтерских и молодежных организаций. Материалы публикуются также в цифровом формате и будут доступны общественности без каких-либо затрат.

Как будет осуществляться мониторинг и оценка реализации проекта и достижения ожидаемых результатов?

Ежеквартальная оценка этапов реализации проекта и видов работ в режиме офлайн и on-line совещания сотрудников проекта, уточнение плана реализации проекта.

Мониторинг по проектным показателям и оценка коммуникационной деятельности: ряд участников проекта, ряд обучающих и образовательных программ для целевых групп, ряд пилотных проектов, ряд проектных мероприятий, ряд участников проектных групп в социальных сетях, ряд информационных материалов, ряд публикаций о проекте в СМИ и др.

Отзывы участников будут собираться после каждого тренинга и оцениваться сотрудниками проекта.

Исследование действия осуществляется исследователем во время пилотных полетов в Финляндии, и оно включает в себя оценка пилотируемых практик. Лучшие практики будут собраны для публикации проекта командой проекта.

 Оказывает ли проект какое-либо негативное или положительное воздействие на окружающую среду? Анализ воздействие на окружающую среду, если таковое имеется:

Проект предполагает локальное положительное воздействие на окружающую среду. Окружающая среда может быть одной из тем, учитываемых при создании произведений искусства и культуры в рамках образовательных программ и пилотов, например картин, видео, ремесел и т. д.

Осуществление проектной деятельности требует поездок, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Чтобы уменьшить углеродный след, поездки были сокращены за счет объединения мероприятий (например, встречи проектных групп объединяются с тренингами, когда это возможно), и поездки планируются сразу для нескольких человек. Часть тренингов и консультаций для специалистов планируется организовать с использованием коммуникационных технологий, когда в поездках нет необходимости.

В целях снижения влияния печати материалы для тренингов для профессионалов будут в основном представлены в электронном виде, а часть тренингов будет реализована в виде вебинаров (онлайн-курсов). Информационные бюллетени и информация о проекте будут в основном распространяться в электронном виде (блоги, социальные медиа-платформы и т. д.), а также результаты исследования.