РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ
Туцына Мария, студентка Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета. Направление «Начальное образование», 4 курс бакалавриата
О музее и музейной педагогике
Согласно мнению известного краеведа А.И. Персина, музей – учреждение, обеспечивающее исследование, комплектование, учет, хранение и популяризацию предметных результатов человеческой деятельности и объектов природы специфическими средствами. В основе любого музея лежит коллекция музейных предметов и созданная с их помощью экспозиция. Музей призван удовлетворить интересы личности в изучении и освоении историко-культурного и природного наследия. Музеи различаются по диапазону деятельности (центральные, республиканские, областные, районные и пр. в настоящее время федеральные и муниципальные), назначению (учебные, детские), ведомственному подчинению (школьные, заводские), профилю, составу собрания. [1, стр. 75]
Музеи как широкое поле образования на основе подлинных свидетельств о прошлом содействуют адекватному восприятию и интерпретации историко-культурного процесса. На рубеже XIX-XX веков обозначились вопросы построения музейной экспозиции с учетом возможностей ее восприятия любым посетителем, подхода к нему как участнику диалога, роли музейного педагога как посредника в общении с миром музея, создания образовательных программ для детей. [2]
В этот период появилась музейная педагогика – относительно новая научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии. Она рассматривает музей как открытую образовательную систему, предлагает пути осмысления и реализации различных видов музейной деятельности в педагогическом аспекте. [1 стр. 75 - 76].
О школьном музее и его ресурсах
Школьный музей или музей образовательного учреждения – это центр краеведческой, музейно-педагогической работы в школе, основными признаками которого являются: музейное собрание, экспозиция и музейный актив. Такой музей относится к группе негосударственных музеев (на основании Закона РФ «О музейном фонде Российской Федерации») [1 стр. 75].
Главной особенностью школьного музея, на наш взгляд, является многозначность и емкость его педагогических возможностей. Кроме своего прямого предназначения, связанного с изучением и документированием исторического процесса на местном уровне (в соответствии со своим профилем музей изучает и собирает различные материалы, отражает музейными средствами различные явления окружающей действительности, создавая тем самым своеобразную летопись родного края), школьный музей решает комплекс педагогических задач. Среди которых, расширение знаний (культуры, истории…), формирование умений (исследовательских, коммуникативных…), развитие метапредметных компетенций, УУД, формирование и развития речи и пр.
О возможностях школьного музея (музейной педагогики) в формировании и развитии связной устной речи
Устная речь – речь, осуществленная в устной форме, в противоположность письменной речи. Согласно требованиям ФГОС НОО одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования как раз и является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; учащиеся должны научиться осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Однако, механизм порождения речи сам по себе достаточно сложен. Главное в порождении речи – преобразование невербального содержания в текст. Почти всегда эта деятельность значительных интеллектуальных усилий, иногда она просто мучительна, особенно на этапе обучения. Подражание, заучивание – это только иллюзия обучения порожденной речи.
Рассказ музея («взрослого» или школьного) должен быть примером грамотной устной речи для посетителей. Индивидуальный стиль языка экскурсовода характеризует уровень его профессионального мастерства, речевую культуру, что способствует обогащению языка слушателей.
Школьный музей – «богатство» для педагога школы. Используя в работе с учениками средства школьного музея, учитель, например, может дать им различного рода задания, которые будут способствовать развитию образной речи: сочинения, изложения, рефераты. Учащиеся могут проводить исследования на основе материалов школьного музея с последующими выступлениями на литературных чтениях, конференциях… После изучения музейного собрания, педагоги могут предоставить возможность и помочь учащимся попробовать себя в роли экскурсовода школьного музея. Последнее, - это и проверка, и тренинг, и стимул формирования и развития устной речи.
Таким образом, школьный музей располагает множеством различных возможностей для формирования и развития связной речи учащихся. Ресурсы школьного музея в решении этой педагогической задачи – один из вопросов нашего исследования.
Литература
1. Персин А. И. Словарь юного краеведа. – М.:ФЦДЮТиК, 2008
2. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. – М.: ФЦДЮТиК, 2006
Туцына Мария, студентка Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета. Направление «Начальное образование», 4 курс бакалавриата
О музее и музейной педагогике
Согласно мнению известного краеведа А.И. Персина, музей – учреждение, обеспечивающее исследование, комплектование, учет, хранение и популяризацию предметных результатов человеческой деятельности и объектов природы специфическими средствами. В основе любого музея лежит коллекция музейных предметов и созданная с их помощью экспозиция. Музей призван удовлетворить интересы личности в изучении и освоении историко-культурного и природного наследия. Музеи различаются по диапазону деятельности (центральные, республиканские, областные, районные и пр. в настоящее время федеральные и муниципальные), назначению (учебные, детские), ведомственному подчинению (школьные, заводские), профилю, составу собрания. [1, стр. 75]
Музеи как широкое поле образования на основе подлинных свидетельств о прошлом содействуют адекватному восприятию и интерпретации историко-культурного процесса. На рубеже XIX-XX веков обозначились вопросы построения музейной экспозиции с учетом возможностей ее восприятия любым посетителем, подхода к нему как участнику диалога, роли музейного педагога как посредника в общении с миром музея, создания образовательных программ для детей. [2]
В этот период появилась музейная педагогика – относительно новая научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии. Она рассматривает музей как открытую образовательную систему, предлагает пути осмысления и реализации различных видов музейной деятельности в педагогическом аспекте. [1 стр. 75 - 76].
О школьном музее и его ресурсах
Школьный музей или музей образовательного учреждения – это центр краеведческой, музейно-педагогической работы в школе, основными признаками которого являются: музейное собрание, экспозиция и музейный актив. Такой музей относится к группе негосударственных музеев (на основании Закона РФ «О музейном фонде Российской Федерации») [1 стр. 75].
Главной особенностью школьного музея, на наш взгляд, является многозначность и емкость его педагогических возможностей. Кроме своего прямого предназначения, связанного с изучением и документированием исторического процесса на местном уровне (в соответствии со своим профилем музей изучает и собирает различные материалы, отражает музейными средствами различные явления окружающей действительности, создавая тем самым своеобразную летопись родного края), школьный музей решает комплекс педагогических задач. Среди которых, расширение знаний (культуры, истории…), формирование умений (исследовательских, коммуникативных…), развитие метапредметных компетенций, УУД, формирование и развития речи и пр.
О возможностях школьного музея (музейной педагогики) в формировании и развитии связной устной речи
Устная речь – речь, осуществленная в устной форме, в противоположность письменной речи. Согласно требованиям ФГОС НОО одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования как раз и является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; учащиеся должны научиться осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Однако, механизм порождения речи сам по себе достаточно сложен. Главное в порождении речи – преобразование невербального содержания в текст. Почти всегда эта деятельность значительных интеллектуальных усилий, иногда она просто мучительна, особенно на этапе обучения. Подражание, заучивание – это только иллюзия обучения порожденной речи.
Рассказ музея («взрослого» или школьного) должен быть примером грамотной устной речи для посетителей. Индивидуальный стиль языка экскурсовода характеризует уровень его профессионального мастерства, речевую культуру, что способствует обогащению языка слушателей.
Школьный музей – «богатство» для педагога школы. Используя в работе с учениками средства школьного музея, учитель, например, может дать им различного рода задания, которые будут способствовать развитию образной речи: сочинения, изложения, рефераты. Учащиеся могут проводить исследования на основе материалов школьного музея с последующими выступлениями на литературных чтениях, конференциях… После изучения музейного собрания, педагоги могут предоставить возможность и помочь учащимся попробовать себя в роли экскурсовода школьного музея. Последнее, - это и проверка, и тренинг, и стимул формирования и развития устной речи.
Таким образом, школьный музей располагает множеством различных возможностей для формирования и развития связной речи учащихся. Ресурсы школьного музея в решении этой педагогической задачи – один из вопросов нашего исследования.
Литература
1. Персин А. И. Словарь юного краеведа. – М.:ФЦДЮТиК, 2008
2. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. – М.: ФЦДЮТиК, 2006