23.08.21 О совещании по вопросам разработки и реализации программ воспитания в регионах

Категория: Новости ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

О совещании по вопросам разработки и реализации программ воспитания в регионах

О совещании по вопросам разработки и реализации программ воспитания в регионах

20 августа в Санкт-Петербурге состоялось совещание по вопросам разработки и реализации программ воспитания в регионах. В ГБНОУ «Академия талантов» собрались специалисты в области воспитания Северо-Западного Федерального округа. «Академия талантов» — это современная проектная площадка дополнительного образования, являющаяся структурным подразделением Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей. Располагается в исторических интерьерах Каменноостровского дворца.

Каменноостровский дворец «Академии талантов» стал главной площадкой для работы представителей исполнительной власти в сфере образования и организаций образования Северо-Западного федерального округа. 

  Участники семинара обсуждали разработку и внедрение программ воспитания в образовательных учреждениях с 1 сентября 2021 года.

На пленарном заседании выступили:

  • директор ФГБНУ «ИИДСВ РАО» Наталья Агре;
  • заместитель председателя комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Андрей Борщевский;
  • начальник Департамента воспитания Министерства образования Калининградской области Лариса Барковская;
  • ректор ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования» Галина Китайгородская.

«Мы старались выстроить процесс таким образом, чтобы не столько создать новую программу, сколько дать новый взгляд на то, что уже было
в наших традициях, в нашей педагогике на протяжении последних 100 лет», 
– обратилась к участникам мероприятия Наталья Агре. «Программа воспитания – это общественный договор. Если мы в начале года договоримся о чем-то, нам будет что к его концу обсудить – достигли мы этих результатов или нет. Один из самых больших запросов сейчас в учебных учреждениях – это вопрос ведения мониторинга и оценки воспитательной деятельности. Мы сейчас также думаем об этом вместе с Федеральным институтом оценки качества образования. Давайте так же, как с программами воспитания, постараемся выстроить и систему мониторинга, которая бы не только показывала то, где находится учебное учреждение, но и в первую очередь для каждого директора, каждого зама по воспитательной работе была бы инструментом», – заключила она.

Андрей Борщевский поделился опытом воспитательной работы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и отметил, что в приоритете стоит традиционность в педагогических подходах: «Само требование, само поручение сделать мониторинг программ воспитания, которые были раньше, сделать некую ревизию – они нас подтолкнули к определенной работе, когда мы пересмотрели программу воспитания с учетом новых тенденций, веяний. А можно сказать честно и открыто – и с учетом тех проблем, которые возникают именно сегодня, и того поведения несовершеннолетних, которое в некоторых вопросах нас может беспокоить. Я имею в виду суициды и участие в несанкционированных акциях. Здесь задача, которую мы можем перед собой поставить по решению в рабочих программах воспитания, заключается в вовлечении детей и решении тех проблем, которые, к сожалению, могут сегодня возникать».

Затрагивались и вопросы поддержки педагогического сообщества. Лариса Барковская рассказала о системе материальной поддержки, которая действует в Калининградской области: «Если не будут ценности положены в основу воспитания, не будет фундамента, то и дальше ничему не прорасти. Поэтому воспитательная деятельность должна быть оплачена достойно – и мы это понимаем. Мы также понимаем, что должна быть инфраструктура. И для того, чтобы новая инфраструктура воспитания появилась в школе, в муниципальном учреждении, должна быть поддержка. Так, мы заговорили о порядке предоставления грантов. Да, может быть, это не такие большие суммы, и не так много школ может принять участие. Но этот инструмент способствует тому, чтобы каждая школа описала, что у нее есть, проанализировала и структурировала свою деятельность. И это возможность получить полмиллиона рублей на то, чтобы создать кабинет, музейное пространство или какую-то рекреацию. Это такой мотиватор, который позволит школам двигаться дальше».

Для обмена опытом был выбран формат круглого стола на тему воспитания в системе образования, в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных организациях. Секции возглавили эксперты Института воспитания:

  • директор Института воспитания Наталья Агре;
  • ведущий научный сотрудник Института воспитания Анна Теплова;
  • доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального Института развития образования РАНХиГС Владимир Блинов;
  • кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания Александр Буянов.

Участниками секции «Воспитание в системе образования» стали руководители (заместители руководителей) органов исполнительной власти в сфере образования, руководители Институтов развития образования. Модератор секции – Наталья Агре, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». На секции был представлен опыт Вологодской, Калининградской, Ленинградской областей и Республики Коми. Участники обсудили проблемы управления региональными системами воспитания, внесли предложения по корректировке программ воспитания. В частности, была отмечена необходимость согласования Примерных программ воспитания дошкольного, общего и профессионального образования, усиления блока профилактической работы и формирования единого плана наиболее значимых общероссийских образовательных событий в сфере воспитания для включения в календарные планы Рабочих программ воспитания.

Участниками секции «Воспитание в дошкольных организациях» сотрудники органов исполнительной власти в сфере образования, курирующие вопросы дошкольного образования,сотрудники ИРО, курирующие вопросы дошкольного образования.

Модераторы секции - Анна Борисовна Теплова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудникк ФГБНУ «ИИДСВ РАО» и Буянов Александр Александрович, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

 На секции были подготовлены презентация программы воспитания, презентация опыта работы. Особо была отмечена актуальность разработки программы воспитания, подчеркнута потребность в обновлении подхода к дошкольному воспитанию в целом,акцентирован ценностный подход в воспитании. А также было обращено внимание на проблемы:разрыв между теорией и практикой,между пониманием идеальной цели и вариативностью методов ее достижения. Был сформулирован общий лозунг: «Воспитываем человека вместе».

Участниками секции «Воспитание в профессиональных образовательных организациях» стали сотрудники органов исполнительной власти, курирующие вопросы среднего профессионального образования, сотрудники Институтов развития образования. Модератор секции выступил Владимир Блинов, доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального Института развития образования РАНХиГС. 

Участники обсудили проблемы разработки воспитательных программ в СПО, внесли предложения по корректировке программ воспитания, отметили необходимость унификации ряда документов по воспитательным мероприятиям, подискутировали по вопросам оценивания личностных результатов, рассмотрели  возможные варианты включения воспитывающих примеров  в рабочие программы по учебным дисциплинам.

 После завершения работы секций для участников совещания состоялся семинар «О развитии системы ценностных ориентаций у молодежи».

И были подведены итоги совещания, на котором участники круглых столов конкретизировали общие проблемы сфер воспитания и образовательной деятельности регионов и предложили пути их решения.

После окончания официальной части для представителей регионов педагоги «Академии талантов» провели экскурсию по Каменноостровскому дворцу, во время которой гости познакомились с историей выдающегося памятника архитектуры 19 века.

Напомним, по поручению Президента России проходит работа по возрождению программ воспитания в образовательных организациях (в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»).

До 1 сентября 2021 года все образовательные учреждения должны разработать свои Программы воспитания.

Институт воспитания РАО разработал Примерные программы, которые станут основой программ образовательных организаций в стране. Внедрение программ воспитания позволит проанализировать проблемы обучающихся и оказать необходимое содействие в решении вопросов воспитания.

Все актуальные материалы, касающиеся апробации и разработки программ воспитания, включая проекты Примерных программ, размещены в специальном разделе сайта Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.