21.08.23 Приглашаем на «ЛОНИНСКИЕ УРОКИ - 2023»

Категория: Новости ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

Национальный музей Республики Карелия и филиал «Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Р.П. Лонина при поддержке Карельского института развития образования приглашает образовательные организации на Лонинские уроки.

Класс может прийти на урок в Национальный музей Республики Карелия или филиал «Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Р.П. Лонина», также провести урок сможет приглашенный сотрудник Национального музея Республики Карелия или филиала «Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Р.П. Лонина».

Но и учителя, используя методические рекомендации и видеофайлы, могут самостоятельно провести подобный урок.

Справки о проведении Лонинских уроков по телефонам:

  • Национальный музей Республики Карелия

Телефон: (8142) 55-96-20, касса (кроме понедельника),8 (8142) 55-96-40, доб. 192 (Светлана Валерьевна, сотрудник).

  • Шелтозерский вепсский этнографический музей им.Р.П.Лонина (Прионежский район, с. Шелтозеро, ул. Почтовая, д. 28)

Телефон: (8142) 55-96-55 (доб. 106), e-mail: veps.museo@yandex.ru (зав. филиалом: Наталья Александровна Анхимова) 

Режим работы: вторник - воскресенье с 10:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:00, понедельник - выходной день.

Рюрик Петрович Лонин (22 сентября 1930, д. Каскесручей Шелтозерского р-на- 17 июля 2009, Шёлтозеро) - краевед, собиратель вепсского фольклора, писатель (писал на вепсском и русском языках), заслуженный работник культуры Республики Карелия, основатель Шелтозерского вепсского этнографического музея.

Родился в вепсской семье. По воспоминаниям Рюрика Петровича, отец назвал его таким именем, поскольку был убеждён в вепсском происхождении Новгородского князя Рюрика.

В 1946 году, окончив школу, он поступил в Петрозаводское ремесленное училище №2 учиться на слесаря-инструментальщика. После окончания в 1948 г. был направлен на работу на Онежский завод в Петрозаводск. В эти годы Рюрик начал писать стихи на вепсском языке.

Вернувшись в Шёлтозеро в 1957 году, он работал слесарем в совхозе «Шелтозерский».

В 1956 г. познакомился с Н.И. Богдановым (учёный- филолог, заведующий сектором языкознания Института языка, литературы и истории КарНЦ), по совету которого по 1993 г. в свободное от работы время занимался сбором вепсского фольклора в Карелии, Ленинградской и Вологодской областях. Результатом многочисленных поездок стало издание материалов в сборниках по фольклору и истории.

В 1967г. организовал Вепсский этнографический музей – единственный музей в России, посвящённый вепсской культуре.

В 1977- 1979годах – руководитель мемориального Музея шелтозерского партизанского подполья.

В 1980-2001гг. работал научным сотрудником созданного по его инициативе этнографического музея, принимал участие в работе по возрождению вепсского языка и письменности, вепсской культуры.

О краеведческой деятельности Рюрика Лонина в 1999 году режиссёр А.И. Сурикова сняла документальный фильм «Рюрик и его Шёлтозеро» (первый из цикла «Провинциальные музеи России»).

С 1957г. по 2001г. участвовал в вепсском народном хоре, с конца 1980-х годов преподавал вепсский язык в Шелтозерской средней школе.

В 1992 году Р.П. Лонину было присвоено звание заслуженного работника культуры Республики Карелия.

Подрастающее поколение, проживающее в Республике Карелия, должно знать о человеке с такой удивительной судьбой, основателе уникального музея, о нашем земляке, который ценой огромных усилий сумел спасти культурное наследие своего народа от угрозы полного исчезновения и забвения.

Учащиеся познакомятся с необычной судьбой этого выдающегося человека, узнают о его непростой борьбе за сохранение наследия вепсов - малочисленного древнего народа с самобытной культурой.

Это урок для всех нас, пример того, как обстоятельства склоняются перед упорством человека, сохраняющего самобытность своей родины.

В рамках Лонинских уроков предлагается  познакомиться с материалами передвижной выставки «Печь-хлопотать, сканцы катать» (https://kareliamuseum.ru/vystavki/404/).

Лонинские уроки способствуют решению образовательных задач, приобщению учащихся к духовной и нравственной культуре, развитию патриотических чувств.