06.11.20 ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (МАРТ-ИЮНЬ 2020 ГОДА)

Категория: Новости Центра

Анализ вопросов и предложений, поступивших на горячую линию от родителей, опросов и анкетирования педагогов и детей, мониторинг учебного процесса и достижений обучающихся позволили выделить ряд проблем при организации дистанционного обучения и возможных путей их преодоления. Для эффективного и оперативного разрешения возникающих трудностей были разработаны методические рекомендации, в том числе представленные в виде инфографики.

В данном ключе (проблема – возможные пути решения – методические рекомендации) представлены основные выводы по итогам организации дистанционного обучения в марте июне 2020 года в образовательных организациях Республики Карелия. 


Проблема:
Техническая оснащенность участников образовательного процесса, отсутствие стабильного подключения к сети Интернет.
Возможные пути решения:
Учебный процесс в образовательных организациях целесообразно организовать в соответствии с тремя возможными моделями  обучения в зависимости от технической оснащенности и наличия стабильного/нестабильного/отсутствующего подключения к сети Интернет.
Методическая поддержка:
Разработаны три модели организации дистанционного обучения, представленные в форме инфографики, а также методические рекомендации к ним, содержащие инструкции по работе педагога в каждой конкретной ситуации.


Проблема:
Отсутствие эффективного оперативного взаимодействия между участниками образовательного процесса, его координации со стороны классного руководителя.
Возможные пути решения:
Классным руководителям необходимо организовать эффективное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса (педагоги-предметники, учащиеся, родители, администрация школы) удобными и технически возможными средствами, о которых должны быть оповещены все задействованные в учебно-воспитательном процессе лица. Целесообразно выбрать одно-два средства оперативной связи, не обременяя тем самым педагогов, детей и родителей необходимостью регистрации на большом количестве сервисов. Режим и формат взаимодействия с родительским коллективом можно определить самостоятельно, чётко установив время общения.
Методическая поддержка:
Разработаны методические рекомендации для классных руководителей по организации воспитательной работы в дистанционном режиме. Рекомендации представлены в форме инфографики.


Проблема:
Отсутствие единства в выборе ресурса для организации дистанционного обучения в рамках одной образовательной организации, необходимость регистрации на множестве сайтов и сервисов, постоянного участия и контроля учебного процесса со стороны родителей.
Возможные пути решения:
- целесообразна организация дистанционного обучения в рамках одной школы на единой образовательной платформе, системе дистанционного обучения. При применении ресурсов других сайтов или образовательных порталов нежелательно использовать задания, требующие от родителей и детей дополнительной регистрации, поскольку даже в рамках одного класса такие задания от различных учителей-предметников могут предусматривать суммарно предварительную регистрацию на 5-10 сайтах;
- целесообразно применение в одном классе единого средства оперативного взаимодействия со всеми педагогами, работающими с данным классом, например, одну группу одного мессенджера (иначе детям и родителям очень трудно ориентироваться);
- необходимо четко структурировать образовательный процесс, сделать его организацию более понятной для родителей и детей, письменно изложить и устно прокомментировать правила и особенности работы в дистанционном режиме, систему оценивания и т.п.
Методическая поддержка:
Разработаны методические рекомендации по организации рабочего времени педагога в режиме дистанционного обучения. Рекомендации представлены в форме инфографики.
Разработаны методические рекомендации для педагогов - добрые советы учителям по итогам работы горячей линии с родителями. Рекомендации представлены в форме инфографики.


Проблема:
Большой объем домашних работ, перегрузка обучающихся.
Возможные пути решения:
- учителю необходимо устанавливать разумные временные регламенты для представления работ на оценку (необходимость сдать несколько письменных работ за короткое время приводит детей и родителей в состояние стресса). Нецелесообразно требовать от учеников предоставление выполненных домашних заданий в день проведения занятия. Рекомендуемый срок – через 2-3 дня (до 1 недели).
- целесообразно минимизировать количество работ, которые должны быть оценены. НЕ ВСЕ задания дети должны выполнять письменно;
- оцениванию подлежат только конкретные выполненные и представленные на проверку работы (отсутствие детей на онлайн-уроке или несвоевременное представление домашнего задания не может быть основанием для снижения оценки или выставления отрицательной оценки);
- при планировании домашнего задания необходимо учитывать требования по безопасности для здоровья. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендуются следующие затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника:
1-й класс – домашнего задания нет,
2–3-й классы – 1,5 часа в день,
4–5-й классы – 2 часа в день,
6–8-й классы – 2,5 часа в день,
9–11-й классы – 3,5 часа в день.
Методическая поддержка:
Разработаны методические рекомендации для педагогов - добрые советы учителям по итогам работы горячей линии с родителями. Рекомендации представлены в форме инфографики.


Проблема:
Ненормированный, перегруженный рабочий день педагога.
Возможные пути решения:
Учителям целесообразно:
- продумать и оптимально распланировать свой рабочий день. Особое внимание необходимо уделить регламентированию времени на проверку домашних заданий и контроль их выполнения; 
-  представить подробную инструкцию о том, как задание  должно выполняться, чтобы избежать недопонимания учениками и родителями сути предлагаемых заданий и сократить количество дополнительных обращений с их стороны;
- установить срок предоставления выполненных заданий и довести его до сведения учеников и родителей через электронный дневник или иные средства связи.
Методическая поддержка:
Разработаны методические рекомендации по организации рабочего времени педагога в режиме дистанционного обучения. Рекомендации представлены в форме инфографики.

Кузьменко Мария Викторовна, к.п.н., руководитель центра
информационных технологий и мониторинга
ГАУ ДПО РК "Карельски институт развития образования"